С 2027 года учащиеся 10-го, 11-го и 12-го классов смогут отказаться от изучения части школьных предметов, так как в Украине внедряется профильное образование. Какие изменения в связи с этим ожидают шкоду,
Из перечня обязательных предметов планируется убрать такие:
- зарубежная литература;
- всемирная история;
- биология/экология;
- география;
- физика;
- химия.
Авторы реформы считают, что это позволит старшеклассникам углубленно изучать ограниченное количество дисциплин.
Четыре категории предметов
Изучаемые предметы будут разделены на четыре категории:
- обязательные;
- профильные – определение основных предметов и курсов для углубленного изучения;
- выбранные в рамках профиля – выбор дополнительных дисциплин в пределах выбранного направления;
- выбранные за пределами профиля – возможность изучения дисциплин, отвечающих индивидуальным интересам.
Обязательные предметы
Часть предметов останется обязательной для всех профилей. Предполагается, что это будут:
- математика;
- украинский язык;
- английский язык;
- история и гражданское образование;
- физкультура.
Конкретный перечень обязательных дисциплин и курсов будет утвержден в Типовой образовательной программе, которая разрабатывается МОН.
Профили
Старшеклассники смогут выбрать профили по разным направлениям:
- языковой литературный: украинский и иностранные языки, литературы;
- STEM: естественные науки, математика, IТ;
- общественно-гуманитарный: история, правоведение, психология, социология и т.д.
Адаптационный класс
10-й класс будет считаться адаптационным. Среди обязательных дисциплин будут представлены все образовательные отрасли, предусмотренные Государственным стандартом:
- языково-литературная (украинский язык, литературы, иностранные языки);
- математическая (интегрированный курс математики, алгебра, геометрия);
- естественная (интегрированный естественный курс или отдельные предметы, такие как физика, химия, биология, география);
- гражданская и историческая (история, гражданское образование);
- социальная и здоровьесберегающая (дисциплины о здоровье и благополучии);
- информатическая (информатика);
- художественная (музыкальное искусство, живопись и т.д.);
- технологическая (технологии, промышленный дизайн);
- физическая культура.
В 11 и 12 классах количество выборочных предметов возрастет, а обязательных – сократится.
В МОН разработали примерные варианты набора предметов для 10-х и 12-х классов.
Что можно будет выбирать
В соответствии с планами МОН, для учеников новая образовательная модель будет выглядеть примерно так.
В школьном расписании уже будут обязательные предметы. Здесь от старшеклассника ничего не зависит, он ничего не сможет выбирать: обязательные предметы должны изучать все.
Но старшеклассник должен выбрать профиль. Здесь его ожидают обязательные предметы для данного профиля. В этом секторе система “нравится, не нравится” тоже прекращает работать. Не подходит набор обязательных профильных предметов для данного профиля – выбирай другой профиль.
За рамками общих обязов и профильных обязов открывается полная свобода. Старшеклассник сможет выбрать набор дополнительных предметов в рамках профиля, а также набор предметов, не касающихся профиля.
Как это будет на практике
Как будет организовано обучение, если какие-то предметы из вариативной части выберут всего 1-2 ученика? Будут ли проводиться отдельные занятия или же учащиеся займутся изучением самостоятельно с последующей сдачей зачета? Будет ли установлен какой-то минимальный предел учащихся, чтобы предмет из вариативной части включили в программу - например, не меньше 5 или 10? Очевидно, по всем подобным случаям потребуются дополнительные инструкции и методические указания от МОН.
Также можно предположить, что увеличится количество преподаваемых предметов для каждого учителя. Вряд ли для преподавания курса “вымышленные литературные миры” в школу наймут отдельного специалиста. Этим курсом, скорее всего, займется обычный учитель литературы, составив для него отдельные календарный и поурочные планы. А, например, изложение курса “комплексные числа” возьмет на себя учитель математики. Аналогичным образом смогут расширить диапазоны своей работы филологи, физики, химики, биологи, географы и физруки.
Зарубежный опыт
В некоторых странах действуют системы выбора школьниками предметов для изучения.
► США. Старшеклассники могут выбирать курсы, соответствующие их интересам и карьерным целям. В то же время есть определенные обязательные предметы, такие как английский язык и основы математики. Углубленное изучение физики, биологии и математики обычно не является обязательным и зависит от выбранного учебного плана.
► Великобритания. В системе образования Англии и Уэльса старшеклассники выбирают несколько предметов для углубленного изучения, обычно от трех до четырех. Это означает, что они могут не выбирать физику, математику или биологию, если их интересы лежат в других областях - гуманитарные науки или искусство.
► Германия. В немецких школах на уровне старших классов учащиеся также выбирают профильные курсы. Хотя есть обязательные предметы, такие как немецкий язык и математика. Изучение физики и биологии может быть необязательным, в зависимости от выбранного профиля и федеральной земли.
Мнение представителей харьковских вузов
Представители харьковских вузов высказали критику предложенной реформе образования. Основные замечания касаются сроков реализации, готовности школ и учителей, а также доступа к качественному образованию в небольших населенных пунктах.
Профессор ННУ «Харьковский физико-технический институт», доктор физико-математических наук, членкор НАНУ Игорь Гирка отметил, что внедрение реформы до 2027 года выглядит малореалистичным из-за нехватки времени на подготовку учителей и обеспечение школ необходимыми ресурсами. По его словам, идея профильного обучения имеет положительные стороны, но рискует учитывать только интересы отдельных учеников и их родителей, а не потребности общества. Он также обратил внимание на отсутствие готовых образовательных программ и призвал привлечь к их разработке ведущих специалистов.
И.о. директора УНИ качества образования Харьковского национального медицинского университета, кандидат биологических наук Юрий Садовниченко подчеркнул, что реформа может лишить учеников базовых знаний по естественным наукам, если они станут необязательными. Особое беспокойство вызывает обеспечение равного доступа к образованию, ведь профильное обучение требует ресурсов, которые есть только в областных центрах. Также непонятно, как реализовать право выпускников профтехучилищ на поступление в университеты без профильной подготовки.
По мнению экспертов, реформа требует системного подхода: подготовки педагогов, создания программ и финансирования школ. Важно обеспечить коммуникацию с педагогами, родителями и обществом, чтобы избежать негативных последствий для качества образования.
Хорошо забытое старое
Идея внедрения профильного образования для Украины не нова. Углубленное изучение определенных предметов практиковали в отдельных учебных заведениях еще в 1980-90-х годах.
В 2013 году МОН утвердил “Концепцию профильного обучения в старшей школе”. В этой концепции было 6 обязательных предметов: украинский язык и литература, иностранный язык, история Украины и всемирная история, математика, естествознание, физическая культура. Предполагалось, что концепция начнет действовать в 2018 году. Но она была предусмотрена для 11-летнего образования.