В Харьковской области падают объемы сбора зерновых. Сейчас местные аграрии уже завершили уборку ранних культур и продолжают снятие поздних. По состоянию на конец сентября намолочено 1,3 млн тонн нового урожая, власти рассчитывают на конечный результат в 2,4 млн тонн, рассказал вице-губернатор Евгений Иванов.
Для сравнения в 2022 году зерновых и зернобобовых культур в области было намолочено 2,4 млн тонн (49,5% к 2021 году), а в последнем довоенном году, 2021-м, - около 4,9 млн тонн.
Сравнивать цифры сейчас, когда уборка урожая еще не закончена, не совсем корректно, но тенденция очевидна: в лучшем случае регион выйдет на показатель в 40-50% урожая по сравнению с 2021 годом.
Причины такого резкого падения очевидны:
- сокращение посевных площадей из-за оккупации и сильной заминированности территорий;
- снижение урожайности из-за того, что не все аграрии могут сейчас соблюдать необходимые агротехнологические процедуры: это недостаток и семян, и удобрений, и техники, и рабочих рук.
Несмотря на столь резкое сокращение объемов производства зерна, простым людям, так сказать – конечным потребителям, паниковать и ожидать дефицита хлеба не стоит: собранного зерна области хватит с головой. По прогнозам, построенным на численности населения, на удовлетворение пищевых потребностей на период до нового урожая Харьковской области требуется лишь немногим более 302 тысяч тонн зерновых, то есть меньше 15% собранного, а всего на внутреннее потребление – примерно 720 тысяч тонн, то есть 30% урожая.
Но тут возникает другой вопрос: что делать с остатком?
Раньше Харьковская область остаток экспортировала. Причем 95% нашего экспорта шло через порты и только 5% по наземному пути – через Польшу или Румынию. В 2021-м, последнем году до полномасштабного вторжения, регион продал за границу зерновых на 396 миллионов долларов. В 2022 году эта цифра сократилась до 195 миллионов долларов, то есть фактически в два раза – и это при том, что в 2022-м, несмотря на войну, действовало зерновое соглашение.
В январе-июле 2023 года, до прекращения действия зернового коридора, Харьковской области удалось продать за границу зерновых на 114 миллионов долларов, и по темпам экспорта регион даже превышал показатели 2022 года. Но в августе основной путь харьковского зерна за границу – морской – был заблокирован, а портовая инфраструктура Одессы на Черном море подверглась сокрушительным ударам со стороны РФ.
Ситуация с наземным экспортом зерна тоже складывается для Украины неблагоприятно, что еще больше усложняет и без того тупиковое положение местных аграриев. В мае граничащие с Украиной страны - Польша, Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария, - ввели на период до 15 сентября запрет на продажу украинской агропродукции в Евросоюз. После наступления этой даты Еврокомиссия в целом этот запрет отменила, но Польша, Словакия и Венгрия в тот же день ввели односторонние эмбарго на зерно из Украины.
Власть надеется, что аграриям области в этом году удастся реализовать 1,2 млн тонн зерновых – на экспорт или в другие регионы Украины, не имеющие таких плодородных полей. Но здесь надо учитывать, что из-за прекращения зерновой сделки значительно подскочила стоимость логистики: теперь тарифы на перевозку зерна с целью его сбыта могут достигать себестоимости продукта – и это не выгодно аграриям области.
Из этой основной вытекают и другие проблемы. Во-первых, это фактическое обесценивание зерна, что делает его выращивание нерентабельным. Во-вторых, это ухудшение его качества: из-за отсутствия путей сбыта фермерам приходится хранить на местных элеваторах зерно даже прошлогоднего урожая.
Николай Пивовар, директор и владелец агропредприятий «Андреевка» и «Раяковка» в Красноградском районе Харьковской области, называет сложившуюся в этом году ситуацию с реализацией зерна катастрофической. По его словам, если урожай 2022 года еще удавалось продавать по сносным ценам, то что делать с урожаем в этом году – не понятно вообще.
Так, стоимость зерна фуражной группы (т.е. того, что используется как корм для скота) до войны составляла 8-9 тысяч гривен за тонну. Сейчас оно подешевело почти в два раза и стоит 5 – 5,5 тысяч гривен за тонну. Подсолнечник до войны стоил 400 долларов за тонну, сейчас цена упала тоже примерно вдвое. Кукуруза до войны уже после доставки в порты продавалась по 8 тысяч гривен за тонну, сейчас цена на нее после транспортировки составляет примерно 5,5 тысячи гривен за тонну, а на месте, в Харьковской области, ее продают за 3,5 тысячи гривен за тонну (цена на агропродукцию в портах всегда выше, чем «с поля», потому что включает в себя затраты на транспортировку; кроме того, часто между звеньями «фермер – порт» есть перекупщики).
Такое резкое падение цен на зерно нового урожая аграрий связывает с двумя основными причинами. Во-первых, это почти полное отсутствие экспорта. Во-вторых, даже тот небольшой объем экспорта, который еще остался и работает, значительно вырос в цене: если до войны затраты на экспорт стоили 20 долларов, то сейчас - 75-100. Все риски, с которыми сталкиваются продавцы, трейдеры и другие - в любом случае ложатся на плечи аграриев; их закладывают в цену, как результат – "цена никакая", говорит Николай Пивовар.
Вот, например, мы собрали 6 тонн пшеницы с гектара. Если умножить на ее сегодняшнюю стоимость в 3,5 тысячи гривен за тонну, то получается, что удалось получить 20 тысяч гривен с гектара. Если вычесть затратную часть - ничего не остается, вообще ничего. Что делать с урожаем, как быть дальше – совершенно непонятно», - говорит Николай Пивовар.
Возможный выход он видит в увеличении финансирования для фермеров по государственной программе "5-7-9". Сейчас аграрии могут получить по этой программе максимум 90 миллионов гривен, и 80% сельхозпредпринимателей, утверждает Николай Пивовар, выживают только за счет этих средств. Но в сейчас этго слишком мало. Поэтому аграрии просят увеличить портфель финансирования по "5-7-9" до 180 миллионов. По словам Пивовара, власти рассматривают проект, в котором фигурирует цифра в 150 миллионов. Это шанс для фермеров на выживание и сохранение хозяйств. Если программа заработает, аграрии смогут переждать, рассчитывая, что цены изменятся. А они должны измениться, потому что сейчас покупатели откровенно манипулируют и очень их занизили, убежден Пивовар.
А пока урожай реализуется на внутреннем рынке по тем ценам, которые есть: деньги нужны, чтобы выплачивать зарплату работникам, платить налоги и коммунальные платежи, покупать топливо, масла, запчасти и т.д. Но что и как дальше - прогнозировать сложно.
Если такие огромные проблемы есть у фермера, хозяйства которого не испытали прямого воздействия боевых действий, - нетрудно представить, насколько сложнее и драматичнее ситуация у тех аграриев, земли которых были на линии фронта или в оккупации. В дополнение к полностью просевшему рынку они имеют еще и уничтоженную технику, заминированные поля, нехватку семян, удобрений, рабочих рук и денег. Угроза прилета в любой момент по-прежнему висит над каждым аграрием области.
Отраслевые эксперты, оценивая ситуацию, выражают сдержанный оптимизм. По словам аналитиков EarthDaily Agro – компании, специализирующейся в том числе на анализе агрорынка, – из-за регулярных обстрелов портовой инфраструктуры Одессы и Дуная Украине в перспективе будет трудно восстановить прежний уровень морского экспорта. Но в целом блокировка украинских черноморских портов не остановит экспорт украинского зерна: оно продолжит поступать из Украины автомобильным и железнодорожным транспортом, а также через речные порты на Дунае. Наша страна способна транспортировать до 2 млн. тонн в месяц наземным транспортом и до 3 млн. тонн – через порты Дуная. Конечно, при этом стоимость транспортировки будет выше, и сама транспортировка будет длиться дольше.
В долгосрочной перспективе, отмечают специалисты EarthDaily Agro, снижение рентабельности приведет к перемещению фокуса внимания украинских фермеров с дорогих товаров, таких как подсолнечник, на более экономически эффективное зерно. Нельзя исключать сокращение производства зерна в Украине и сокращение доступности украинского зерна для мирового рынка.
Но, несмотря на сложности настоящего и неопределенность будущего, фермеры не позволяют себе останавливаться: хозяйства Николая Пивовара уже посеяли озимые.
«Да, уже посеяли. Потому что у нас выбора нет: время пришло – нужно сеять. Если мы пропустим этоо время, отведенное природой, то можно уже не сеять, а только на что-то надеяться. Только на что можно надеяться, если не посеять? – говорит хозяин.