Остановки-укрытия, которые устанавливаются в Харькове, нельзя назвать дорогими. По стоимости остановки, заказанные городом у местной компании "Ситирейл Технолоджи", получились дешевле, чем другие предложения на рынке. Об этом рассказал SQ директор КП "Горэлектротранссервис" Владислав Васенко.
По его словам, можно взять для сравнения несколько параметров. Так, тонна бетона в харьковских остановках обошлась примерно в 10 800 гривен. Бориспольский производитель предлагает остановки по более чем 13 000 гривен за тонну, днепропетровский – почти по 16 500. Есть один производитель из Одессы, остановки которого стоят около 8600 гривен за тонну бетона. Но толщина стены в них – 250 мм; это очень мало, потому что такую стену пробьет крупный осколок снаряда.
Еще один параметр, по которому можно сравнить остановки харьковского производителя и конкурентов, - стоимость за 1 квадратный метр изделия. У остановок-укрытий, установленных в Харькове, - это примерно 24 470 гривен за квадрат. Конкуренты предлагают гораздо более высокие цены: производитель из Одессы – около 33 000 гривен за квадрат, а из Днепра – примерно 61 500 гривен за квадрат.
Третий параметр – стоимость защиты одного человека. У харьковской остановки она около 31 000 гривен, в то время как у одесской – 33 000 гривен, у днепропетровской – больше 49 000 гривен, а у бориспольской – 51 000 гривен.
«Даже если не принимать во внимание вопросы качества, вместимости, конструктивных особенностей, скорости монтирования, пластичности конструкции и ее способности видоизмениться, соответствия нормам по защите населения – все равно харьковское изделие является самым дешевым на тонну веса, на одного защищенного, на один квадратный метр», - подчеркнул Васенко.
По его словам, в остановках, которые ставят в Харькове, нет ни одного стандартного ЖБК-элемента. Все рассчитано и сделано по принципу создания фортификационных сооружений.
Отдельно директор «Горэлетротранссервиса» остановился на вопросе безопасности таких остановок. По его словам, укрытия, которые предлагали другие производители, не соответствуют элементарным нормам для такого рода сооружений. В большинстве из них - один вход/выход, они собраны по принципу блок-комнаты из плит, у них прямые неотражающие углы строения. Этим объясняется отсутствие у многих производителей каких-либо экспертных заключений по поводу безопасности остановок.
«Наши укрытия прошли госэкпертизу, есть проект и выводы экспертов. Наши остановки прошли взрывотехнические испытания: 152-миллиметровый снаряд разрывался прямо на стене убежища, и она не лопнула. Ни один другой производитель не может таким похвастаться. Смешно смотреть на укрытия с одним входом, а на рынке такие предложения есть», - заявил Васенко.
Он рассказал, что те харьковские остановки, которые дешевле – по 783 000 гривен, - меньшего размера: их площадь – 32 квадратных метра, они рассчитаны на 25 человек, если те размещаются свободно. Остановка, которая дороже и стоит около миллиона, - больше: ее размер - почти 45 квадратов, она весит 137 тонн и свободно может вместить 44 человека.
До конца года в Харькове планируется установить 25 остановок-укрытий. Их ставят в местах максимальной концентрации пассажиров, на конечных и узловых станциях, там, где возможны скопления людей. Цель очевидна – избежать жертв в случае российских ударов.
Конкретные места, где появятся остановки-укрытия, сейчас назвать невозможно: транспортниики будут ориентироваться на пассажиропотоки и их изменения. Пока что с уверенностью можно говорить, что остановки-укрытия будут в каждом спальном районе.
«Например, мы ожидаем прироста пассажиропотока в Пятихатках, рассматриваем возможность поставить остановку там. То же самое - поселок Жуковского. А конкретное место будет зависеть от маршрутов транспорта», - сказал Васенко.
Первая остановка-укрытие появилась в Харькове в августе, после того, как армия РФ прицельно била по остановка транспорта по утрам, и на них погибали люди.
Согласно данным портала Prozorro, "Горэлектротранссервис" уже заключил шесть соглашений на приобретение временных укрытий "Защита" с компанией "Ситирейл Технолоджи".
По документации, остановки-укрытия появятся на
- ул. Кузнечной, 1/41,
- пр. Гагарина, 244,
- Героев Труда, 49,
- пр. Науки, 43 (две, одна уже стоит);
- пр. Юбилейный, 85.
Подробнее о том, как проводились испытания остановок-укрытий, - читайте здесь.
Открытым остается вопрос – как будут использоваться эти сооружения после войны? Будут ли отданы для коммерческого использования, станут ли частью открытого городского пространства? Как бы там ни было, они навсегда останутся памятником тяжелых времен, которые пережил Харьков.