Село Заводы неподалеку Изюма разрушено на 90%, там нет газа и водоснабжения. О том, как жители села готовятся к зиме,
Заводы находятся в 20 км к западу от Изюма. В апреле 2022 года село оккупировали войска РФ, до этого на его территории шли бои. ВСУ освободили Заводы в сентябре 2022-го. До войны в селе было 300 жителей. Сейчас осталось 50 человек.
В селе есть проблема с отоплением. Представительница старостинского округа Валерия Меркулова рассказала, что в 2023 году дров не хватало, и приходилось топить ящиками от российских боеприпасов. В селе есть электричество, но нет воды и газа. Воду привозят, а газовые сети не могут восстановить из-за плотного заминирования.
Жительница села пенсионерка Нина Нерезенко рассказала, что вместе с мужем временно выезжали из села.
"В Тернопольской области мы были два месяца. Не выдержали, хотелось ближе домой. Мы были в Днепре, в Новомосковске. Нашли там работу, зарабатывали, чтобы можно было что-то купить. Жалко было, бросили двух свиней, куры были китайские лохматые - я их только купила. Они с рук ели. Коты у меня, две собаки были", - вспоминает жительница Заводов.
У пенсионерки есть хобби: она вышивает нитками и бисером картины и полотенца. Говорит, что такое занятие помогало ей справиться с тоской по дому.
Потом женщина с мужем решили вернуться. Они радуются, что уцелела печь в доме. До войны пользовались газом, но газовые сети были повреждены обстрелами.
Женщина подала заявку на денежную помощь в размере 21 тыс. грн. За эти средства планирует приобрести пеллеты или дрова. Говорит, что собирать дрова в лесу опасно, потому что там есть мины.
В другом доме живут Владимир Рыжков и Надежда Бондаренко. Сейчас в селе это единственная семья с ребенком: в ноябре 2023 года у супругов родился сын. Владимир и Надежда выезжать из села не хотят: они отстраивают побитый обстрелами дом, обустраивают хозяйство. Мужчина говорит, что запаса топливных брекетов хватит на всю зиму.
"У нас еще ничего, а у соседей вообще два попадания таких было, что от дома ничего не осталось. Все село сгорело. Сколько у нас домов осталось? 19 или 20. Нам шифер дали, доски. Перекроем шифером, потолок сделаем, стены побелим, покрасим", - говорит Владимир.
Валерия Меркулова сообщила, что в селе уничтожены почти все дома и инфраструктура. Людям, которые остаются, оказывают гуманитарную помощь. Жители села заготавливают дрова на зиму и ремонтируют побитые дома.
Фото: Суспільне Харків/Лариса Говина