Год назад проходило Харьковское контрнаступление – одна из самых успешных операций украинских войск по отражению российской агрессии. В течение нескольких дней ВСУ выбили россиян с позиций по Северскому Донцу, отбросили их к границам на севере и на востоке Харьковской области, очистили Лиманское направление в Донецкой области и закрепились на Луганщине в Кременских лесах. В частности, первую годовщину освобождения сегодня, 8 сентября, отмечают в Балаклее.
О том, как проходило контрнаступление, рассказали участники боев, служащие Национальной гвардии.
В первые недели полномасштабного вторжения РФ часть Харьковской области была захвачена. Под оккупацией оказались весь Купянский район, части Харьковского, Чугуевского, Изюмского районов. Российские войска добрались до окружной дороги на северо-востоке Харькова.
Уже в начале мая ВСУ провели успешные контратаки на севере от областного центра и освободили часть оккупированной ранее территории. Но это была лишь проба сил перед крупным прорывом, на подготовку которого ушло еще четыре месяца.
Гром для оккупантов грянул в начале сентября. Первые видео, на которых украинские военные поднимают национальный флаг над освобожденными селами, начали появляться в сети еще 4-го сентября 2022 года. Но это было за пределами Харьковской области, на смежных участках фронта: бойцы 15-го Славянского полка и 103-й бригады теробороны освободили село Озерное на Лиманщине.
Российские позиции начинали "сыпаться". И уже 6 сентября славянские гвардейцы занимали позиции в Волоховом Яру на Харьковщине. Ночью они понесли болезненные потери из-за авиаудара, но это не остановило контрнаступление.
Командир взвода батальона специального назначения "Донбасс" 15-го Славянского полка НГУ Коготь рассказал, что его подразделение обошло Балаклею и начало штурмовать Волохов Яр. Россияне не ожидали этого - и не удержались.
"За первый день выбили их до трассына Изюм, удерживали ее всю ночь, и с рассвета до обеда уже полностью взяли населенный пункт под контроль. 9-го сентября ночью получили приказ двигаться на Купянск. Там находились штабы россиян. Они разместились на улице элитных двух- и трехэтажных домов. Мы сначала встретили сопротивление, но потом они убегали очень быстро, бросая личные вещи, оружие. Во время фильтрационных мероприятий нашли склад с гуманитарной помощью, целый день раздавали ее местным, еле успели, потому что уже на следующий день был "прилет", и то помещение сгорело. Местные жители очень радовались, многие начали выезжать в более безопасные места, многие делились информацией о противнике", - рассказал Коготь.
Подразделение офицера 5-го Слобожанской бригады Ключа несколько месяцев подряд сражалось на Балаклейском направлении, впоследствии приняло участие в сентябрьском наступлении. 8-го сентября ВСУ освободили Балаклею.
"Мы разделились на три группы и пошли на Балаклею. Прошли определенную дистанцию, дальше окопались, вновь заняли оборону, а ВСУ пошли вперед до Изюма. Этот город был очень разбит. Видишь девятиэтажку, разрубленную пополам российской авиабомбой так, что подъезды сложились. Вроде два дома, а посередине дыра”, - вспоминает офицер Нацгвардии Ключ.
Когда подразделение стояло в селе Пришиб, на "нуле", офицер наблюдал, как российская РСЗО "Град" выдвинулась на боевую позицию и начала стрелять не по позициям военных, а по Балаклее, по мирному населению.
Офицер 5-й Слобожанской бригады Бона попал на Балаклейское направление под Яворское в мае 2022 года. Работал в составе диверсионно-разведывательной группы. Его подразделение двигалось на Вербовку и Балаклею, затем - на Изюм.
"Когда уже началось наступление, мы действительно почувствовали, как можем работать: идем, и четыре часа подряд земля гудит от выходов: мы заходили в "квадраты", по которым уже отработала артиллерия 125-120 мм. Сначала наступали на Вербовку и одни из первых туда вошли. Потом проводили стабилизационные мероприятия в Балаклее. Смежные подразделения вступали в бои. 10 сентября мы попали в Изюм. Там были массовые захоронения людей. Мы еще там нашли склад трофейного автоматического оружия, БТРы и танки, кучу "ксив". Мы тогда это называли "ленд-лизом" из РФ. Наш четвертый батальон выходил дальше на Лиман и Подлиман, там были столкновения, разбивали колонны", - рассказал офицер.
Наступление затормозилось только на Луганщине. Бона объясняет это большим количеством минных полей, которые создали российские войска.
Некоторые украинские граждане на захваченных территориях сотрудничали с окупантами. Боец 5-й Слобожанской бригады Ара рассказал о проведении фильтрационных мероприятий в первые дни освобождения Харьковщины.
“Мы проверяли дома и нежилые помещения. Это продолжалось двое суток. Далее мы двигались на Изюм. Часть коллаборационистов сами сдавались и сдавали других, потому что их "поезд ушел", а также российских военных, которые не успели убежать или пытались "залечь на дно", - рассказал Ара.
ВСУ удалось параллельно развивать наступление на севере Харьковщины, где действовали подразделения 3-й бригады оперативного назначения "Спартан". Вплоть до 9-го сентября артиллерия противника подвергала ежедневным обстрелам Харьков и его окрестности из Цуповки, Казачьей Лопани, Циркунов. А уже 10 сентября россияне бросили хорошо обустроенные позиции, технику, боеприпасы. Линия фронта переместилась к государственной границе.
"Мы зашли в Уды и увидели, что противник бросил все: своих "двести", имущество, боеприпасы, оружие. Стало понятно, что такая тенденция будет дальше. Потом двигались в Купянск, оттуда - в Купянск-Узловой. Я тогда еще был оператором Javelin. Заходили по пятам, машины горели, было много трупов оккупантов. Выдвинулись к Стельмаховке. С другой стороны реки был уже враг. Прошли Новоосиново, Глушковку, Богуславку и закрепились в Новоселовском. Там уже враг нас пытался штурмовать, но мы не сдали ни одной позиции", - вспоминает командир взвода 3-й бригады оперативного назначения "Спартан" Маркер.
Командир отделения 3-й бригады оперативного назначения "Спартан" Ранок рассказал, что его подразделение двигалось на Купянск за штурмовиками "Кракена" и 93-й бригады.
“Поразили масштабные разрушения за Купянском. Было много трупов московитов на разбитых позициях, в лужах, грязи. Стояла страшная вонь всю дорогу. Дошли до Стельмаховки. Там враг уничтожил нашу технику, мы отсекали их контрнаступление”, - вспоминает боец.
Войска РФ пытались вернуть свои позиции: задействовали танки, артиллерию, авиацию. Но их атаки были отбиты ВСУ.
В течение четырех дней, до 12 сентября 2022 года, было освобождено около 6 000 кв. километров украинской территории.
После освобождения Изюма, Балаклеи, Купянска, Казачьей Лопани и других населенных пунктов Харьковщины государственные институты и международные организации задокументировали огромное число военных преступлений, совершенных российскими военными. Речь не только о разрушенных мостах, домах, предприятиях: повсюду были эксгумированы сотни тел убитых украинских граждан. Многие тела были со следами пыток. Только в Изюме уже в первые месяцы было поднято более 400 тел. Чуть ли не в каждом оккупированном городе и селе находили пыточные.
После возвращения законной власти на освобожденной территории начали восстанавливать работу транспорта и коммунального хозяйства, подачу электроэнергии.