Супруги Ивлеевы - Галина и Александр - вернулись в Малую Камышеваху Изюмского района, которая из-за войны почти превратилась в село-призрак. Об их жизни
В селе нет света, газа и связи, здесь живут 15 человек, а до вторжения проживало около 140. Мужчина с женой вернулись из эвакуации осенью 2022 года и уже больше года живут в гараже. В доме обстрелом разрушена стена, которую они заложили деревянными ящиками из-под снарядов. Во время оккупации в их доме жили вражеские солдаты, а в огороде стояла военная техника.
Дважды супругам нужно было переезжать: сначала под Барвенково в село Родное, где пробыли месяц, а потом из-за обстрелов Ивлеевы уехали в Днепропетровскую область к тете Александра.
Женщина всю свою жизнь - 60 лет - прожила в этом селе, поэтому единственное, чего она хотела - вернуться домой. Сразу после освобождения села приняли решение возвращаться.
"Я говорила мужу, что пешком, на четвереньках буду лезть, но хочу домой. Мы же ничего не знали. Связи не было. Звонили, а никто ничего не знает. Один говорит, что двух стен нет, второй говорит, что одной стены нет. А когда пришли в Родное, нам говорили, что от дома остались одни руины. Я сказала мужу, что землянку выкопаю и буду жить, поеду домой", - вспоминает Галина.
С семьей сейчас живут 19 котов и собака: часть была с семьей до боевых действий, другие - приблудились, потому что хозяева или уехали, или умерли.
Местные волонтеры уже помогли поставить окна и привозят дрова, в том числе и для Галины с Александром. Но этого мало, поэтому они ходят собирать дрова в посадку, где саперы уже разминировали территорию. Бензопилу и генератор, который привезли волонтеры, заправляют топливом, на месяц хватает 20-литровой канистры. Чтобы обеспечить себя топливом - экономят, потому что пенсию супруги получают минимальную. Рассказывают, что выручил огород, на котором сажали все свое.
Сейчас они собирают деньги на восстановление дома и надеются, что за весну и лето заложат стену.
Уезжать из села супруги не собираются.
"Здесь родители мои похоронены. Это строил отец дом. Даже не я его строила. И чего я должна ехать куда-то? Мне уже поздно что-то начинать заново все", - говорит Галина.
По словам старосты Юрия Третьякова, количество жителей в Малокомышеваском старостинском округе уменьшилось в пять раз. Села разрушены на 90%. Есть село, где нет ни одного жителя - Копанки. В Семеновке проживает два человека, в Шпаковке - также два. В Бражковке и Сулиговке - до шести человек. Через полтора года после освобождения территорий частично удалось восстановить связь, а свет есть только в трех селах.
Автобусное сообщение между Изюмом и Малой Камышевахой отсутствует. По словам старосты, людям, которые остаются в селах округа, благотворительные организации помогают продуктами, привозят воду и хлеб.
Перспективы восстановления села ослабляются из-за близости к фронту - это максимум 50, местами - 30-40 километров. Рядом Купянск, Лиман, Луганск, 30 километров до Донецкой области.
В результате на Харьковщине массово появились села-призраки, в которых больше нет жителей.
Фото: Лариса Говина/Суспільне Харків