Глава громады в пригороде Харькова рассказал, как был в плену у россиян. О своем пребывании во вражеских застенках “Суспільному”
В течение 2,5 месяцев Циркуновская громада находилась в оккупации. 7 мая была освобождена ВСУ, но находилась под огнем на линии разграничения.
После начала вторжения Николай Сикаленко из громады не выезжал.
"В первые дни оккупации было непонятно с продовольствием, все было непонятно. Некоторые люди хотели, чтобы я пошел на сотрудничество с россиянами, чтобы еду возили, я сказал: "Если я пойду на сотрудничество, я стану гауляйтером, я этого не допущу никогда. Я с голоду умру, с ними сотрудничать не буду". Потом у нас нашлась инициативная группа, понемногу начали ездить к россиянам, чтобы продукты брать", - рассказывает Николай Сикаленко.
Пока громада была в оккупации, люди питались тем, что имели в погребе.
"Мы сельская местность, у нас есть такое понятие как погреб: овощи свои, запасы, закрутки свои - это здорово спасало. А потом с продуктами наладилось, не голодали, а когда громаду освободили, у нас здесь волонтеры работали, много снабжали продуктами", – сообщил глава Циркуновской громады
Николая Сикаленко рассказал, что 21 марта его похитили военные РФ
“Приехали со стрельбой, связали меня, мешок на голову и увезли… Они меня побуждали к сотрудничеству, морозили меня, чтобы я не сопротивлялся, чтобы я решил с ними сотрудничать. Бить - не били. Просто морозили. Есть не давали, воду давали. А потом отпустили. Утром 27 марта открыли дверь, говорят - иди ", – расск4азал Николая Сикаленко.
Один из оккупантов с позывным "Владивосток", который был начальником незаконной военной администрации, требовал у главы громады печать сельского совета. Николая Сикаленко сообщил, что отказался отдавать печать.
Николая Сикаленко считает, что до полномасштабного вторжения войск РФ на территорию Украины Циркуновская громада была успешной. В громаду входили три больших населенных пунктов (Циркуны, Черкасские Тишки, Русские Тишки) и 4-5 маленьких хуторов. До вторжения РФ в громаде проживало около 10 тыс. человек, сейчас - 2,5 тыс. человек.
“У нас достаточно успешная громада была: 80% улиц были асфальтированы, освещение на всех улицах было", - сообщил Николай Сикаленко.
Оккупация и боевые действия нанесли громаде значительный урон. Практически все дома в Циркунах и Русских Тишках повреждены.
"Циркуны избили сильно. Поврежденных зданий - 80-90%, разрушенных полностью - 30-40%. В нашей громаде есть населенный пункт Русские Тишки, там вообще, пожалуй, все 100%. Ситуация особенно тяжелая там", - сообщил Николай Сикаленко.
По предварительным данным, во время войны погибли 50 жителей громады.
После освобождения более тысячи человек вернулись домой. Постепенно восстанавливается сфера ЖКХ.
"Благодаря "Мерефагазу", нам возобновили поставки газа. Это побуждает людей возвращаться. Но очень много изуродованных зданий, не все смогут пережить зиму здесь, но многие вернулись. 1200 человек оставались, более тысячи вернулись", - рассказал Николай Сикаленко.
С 24 февраля нет света.
"Я энергетик по образованию, работал энергетиком, думаю, что сеть проще будет заново делать, чем восстанавливать, что есть", - сообщает глава громады.
Понемногу в громаде восстанавливается медицинская сфера: два врача из больницы вернулись, дважды в неделю они ведут приемы.
В громаду постоянно поступает гуманитарка. По версии главы громады, объемы гуманитарной помощи настолько велики, что их следует уменьшить.
"Сейчас у нас уже перебор гумпомощи, я вам скажу. Люди немного привыкли, что гуманитарка чуть ли не каждый день. Я прошу уже волонтеров - не приезжайте, везите, где освободили новые города, там беда у людей", — говорит руководитель Циркуновской громады.
В непростой ситуации оказались и иные освобожденные громады. В Боровой нет света, и отопления, вода - по графику. Через месяц после освобождения в Боровой продолжают разминировать линии электропередач. Из-за отсутствия света в Боровской громаде до сих пор нет отопления в многоэтажках домах и админзданиях.
В Волчанске прекращено газоснабжение, которое шло транзитом с территории РФ. Восстановление газоснабжения, по версии местного руководства, невозможно. Местные власти склоняются к тому, что запускать отопление нецелесообразно, рассматривается вопрос массовой эвакуации населения и размещения людей в студенческих общежитиях в Харькове.