Средняя наполняемость классов учениками в Харьковской области в последние годы удерживается на уровне 19,4 – 19,6 учеников. Об этом 16 ноября на селекторном совещании в Харьковской облгосадминистрации (ХОГА) сообщила заместитель директора Департамента науки и образования ХОГА Светлана Дрыгайло. По ее словам, этот показатель выше, чем в среднем по Украине (18,2), но в Первомайском районе области наполненность составляет 8,3 ученика на класс и с каждым годом сокращается (в 2011 г. было 9,1 ученика на класс). В некоторых других районах тоже очень низкая наполняемость классов: в Купянском – 9,7 , Изюмском – 10,1, Блюзнюковском и Лозовском – 10,4.

Как отметила Дрыгайло, при ежегодном сокращении наполняемости классов штатная численность работников увеличилась в школах в Блюзнюковском, Богодуховском, Великобурлукском и других районах. "По соотношению количества учеников к количеству учителей система образования в Украине - одна из наименее эффективных в сравнении с другими странами. В Украине в среднем на одного педработника приходится 9,3 ученика, в Харьковской области – 9,6, в Первомайском районе – менее пяти учеников на одного учителя", - отметила Дрыгайло.

По ее словам, проблема заключается в наличии 42 малочисленных школ, в которых учится меньше 50 учеников. Стоимость обучения одного ребенка в таких школах - в пять раз выше нормативной и обходится государству в 2012 г. примерно в 28 тыс.грн. в год. При этом ожидается, что в 2013 г. стоимость обучения в этих школах составит около 40 тыс.грн. с учетом необходимости организовать индивидуальное обучение в малочисленных классах.

По словам заместителя председателя ХОГА Евгения Савина, проблема малокомплектных школ состоит не только в высокой стоимости их содержания, но и в качестве предоставляемого там образования. "Но законсервировать школу можно только с согласия территориальной громады. Поэтому руководителям на местах нужно активнее объяснять преимущества обучения в крупных школах - это более высокий уровень обучения, возможности для занятий спортом в секциях. Малокомплектные школы не имеют перспективы. Мы не можем там построить туалеты, спортивные залы, благоустроить территорию. Тем самым дети изначально оказываются в неравных условиях", - сообщил Савин.

Он также поручил департаменту образования разобраться, почему некоторые родители детей, находящихся на домашнем обучении, не хотят отдать школьников в интернаты. "Сделайте анализ, по каким причинам не отправляют детей в интернаты. Ведь кроме качественного обучения дети смогут получить там и медицинскую помощь. Яркий пример -  дети-сколиозники, для которых дома родители не смогут создать нужных условий", - отметил Савин.