Время от времени человечество проявляет склонность к гигантомании. Примеров тому множество - от египетских пирамид до "Титаника".
В состязаниях крупных форм принимали участие и харьковчане. Следует сказать, отчасти не безуспешно.
21 августа 1933 года совершил первый полет самолет-гигант К-7, сконструированный и собранный в Харькове.
"Квази уно фантазия"
В конце 20-х – начале 30-х годов в небе царили бипланы (для тех, кто не знаком с авиационной терминологией – нечто наподобие "кукурузника"). И даже первые попытки создания самолетов-гигантов – "Русский витязь" или "Илья Муромец", созданных знаменитым конструктором Игорем Сикорским – не выходили за рамки биплановой концепции.
Авиаконструктор Константин Калинин
Самобытный харьковский авиаконструктор Константин Калинин решил создать гигантский моноплан. Причем не просто моноплан, а уникальный самолет-крыло. Пассажиры и багаж размещались в крыле, экипаж - в специальной рубке.
Замысел Калинин вынашивал несколько лет, с середины 20-х. Реализовать проект удалось в Харькове, где в 1926 году был создан авиационный завод. На предприятии было организовано конструкторское бюро под руководством Калинина.
Основной задачей было создание отечественных пассажирских самолетов, так как до этого рейсы обслуживали иностранные машины. В конце 20-х Калинин создал две модели, которые были запущены в серийное производство и в значительной степени вытеснили "иномарки" из отечественного неба.
В 1933-м коструктору удалось реализовать свою мечту - создать самолет-гигант. Новую модель К-7 за огромные размеры окрестили "Воздушным Госпромом". (Здание Госпрома – еще одна дань харьковчан гигантомании – появилось как раз в конце 20-х и еще не перестало вызывать ярко выраженного восхищения у горожан.)
Тактико-технические характеристики:
длина – 28 метров;
размах крыла – 53 метра;
масса – 21 тонна;
масса с грузом – до 40 тонн;
количество двигателей – 7, мощностью 750 лошадиных сил каждый;
экипаж – 12 человек.
Самолет на все случаи жизни
В Советском Союзе практически все было подчинено дело повышения обороноспособности. Поэтому, по замыслу авторов, самолет мог использоваться как пассажирский, так и транспортный и бомбардировочный.
Пассажирский вариант самолета мог бы перевозить 128 пассажиров на расстояние до 5 000 километров.
Планировалось создание класса люкс, рассчитанный на 64 пассажира. На борту предполагались кают-компания, буфет, кухня, радиорубка, работала телефонная связь.
Помещения для людей были более 10-ти метров в длину, 6 в ширину и 2,33 метра в высоту. Баскетболисту было бы не совсем удобно, но для человека среднего роста – вполне.
Модель военного самолета К-7
Военный вариант имел бы на вооружении 8 пушек, 8 пулеметов и бомбовую нагрузку до 16 тонн.
Катастрофа в харьковском небе
Спустя три месяца после нескольких удачных полетов первый советский самолет-гигант потерпел катастрофу. Лайнер упал во время испытаний на достижение максимальной скорости. Из 20-ти человек, находившихся на борту, погибли 15.
Но не это предопределило судьбу самолета. В руководстве страны изменились взгляды на развитие авиастроения. Самолеты-гиганты пока были отодвинуты на второй план. Главный конструктор Константин Калинин готовил создание еще двух моделей. Но в 1935 году проект К-7 закрыли.
Примерно такая же участь постигла и более поздний вариант самолета-гиганта "Максим Горький", созданный конструкторским коллективом под руководством Туполева. Всего было произведено две машины. Правда, на базе данной модели были созданы варианты тяжелых бомбардировщиков.
А пионеру тяжелого самолетостроения Константину Калинину развить свои замыслы было не суждено.
1 апреля 1938 года Калинина арестовали в Воронеже. Спустя несколько месяцев по обвинению во вредительстве и шпионаже он был приговорен к расстрелу (не исключено, что свою роль сыграла и харьковская катастрофа самолета-гиганта, так как в 30-х считалось, что в стране советов аварии и катастрофы могли происходить только по замыслам вредителей).
К слову, упомянутый выше Туполев мог вполне разделить участь коллеги. Он был арестован в 1937-м и приговорен к 15-ти годам лишения свободы по обвинению во вредительстве. В 1941-м, когда стране остро понадобились квалифицированные технические кадры, Туполев вышел на свободу.
Авиационная гигантомания сегодня
Конечно же, можно заметить, что самолет-гигант начала 30-х годов выглядит достаточно скромной птицей по сравнению даже с рядовыми пассажирскими или транспортными лайнерами. Однако ценность достижений все-таки следует сопоставлять со временем. Помимо этого ценность представляет сама идея создания максимально больших летательных аппаратов. А данная идея, у истоков которых стояли и харьковчане, жива и поныне.
Украина - одна из немногих стран, обладающих самолетами-гигантами. Гордостью отечественной авиации все еще остается летающий супергрузовик Ан-225 "Мрія", собранный советскими авиастроителями в 1988 году. Взлетная масса лайнера достигает чудовищной цифры – 640 тонн.
Чтобы не загружаться перечислением рядя числовых показателей, скажем лишь, что самолет создавался для транспортировки многоразовых космических кораблей.
Самолет существует в единственном экземпляре. В заводском ангаре с 80-х стоит еще одна модель. Знатоки жанра утверждают, что она была готова на 70%, но, очевидно, довести дело до конца усердия не хватило.
Самым большим самолетом в мире по размерам считается американский Stratolaunch Model 351 с размахом крыла 117 метров, предназначенный для запуска космических ракет.
Но отечественный гигант все еще самый сильный. К тому же он от и до проверен тридцатью годами эксплуатации. В то время как американский коллега только проходит фазу испытаний.