Троллейбус – для харьковчан явление не просто знаковое, а ставшее частью городской мифологии. Троллейбусный кондуктор давно превратился в образ столь же узнаваемый, как и персонажи комедии дель арте. Ниспровергающая законы формальной логики фраза "Что за проезд?" стала неотъемлемой частью харьковского лексикона. А 2-я марка практически обессмертила живописное полотно Федора Решетникова, когда нетерпеливо ожидавшие 38-го троллейбуса пассажиры, выныривая друг у друга из-за голов, пристально всматривались в номер приближающегося троллейбуса и хором разочарованно вздыхали: "Опять двойка!"
Следует отметить, что будучи пионером во многих отраслях знаний и практической деятельности, в освоении троллейбуса Харьков занял выжидательную позицию.
Первый троллейбус в городе появился в 1939 году, спустя почти шесть десятилетий после того, как изобретенная Вернером фон Сименсом телега, подсоединенная к проводам, была опробована в предместьях Берлина (случилось это в 1882 году).
В соответствии с традицией совмещения праздников запуск первой линии приурочили к 1 мая – Дню солидарности трудящихся всех стран. Пассажиры проследовали от Университетской улицы через площадь Тевелева (Конституции) и улицу Карла Либкнехта (Сумская) до парка Горького.
Первым харьковским троллейбусом стал ярославский троллейбус ЯТБ-4, который бегал по харьковским проводам более двадцати лет, до начала 60-х.
ЯТБ-4 на конечной станции "Парк Горького".
В 1948 году в Харькове появился МТБ-4, созданный на заводе имени Урицкого, в Энгельсе Саратовской области. Машина честно трудилась на благо горожан до 1970-го.
4-й маршрут на Университетской улице в районе Соборного спуска (раньше - Халтурина), 1959 год.
Самый массовый харьковский троллейбус ЗиУ-5 (завод имени Урицкого) работал почти три десятка лет, с 1960-го по 1988-й. Всего в Харькове было около 380 машин.
Учебный троллейбус на улицах Харькова, 1966 год.
В 60-х в Первой столице появились "Киев-1" и "Киев-4", которые выпускались на Киевском заводе электротранспорта. Эксплуатировались они относительно недолго – около 10 лет - и были сняты с маршрутов в 1971- году.
Редкий экземпляр – двухвагонный троллейбус на проспекте Науки (раньше - Ленина), в районе пересечения с улицей 23-го Августа. Маршрут номер 8, 1970 год
Skoda-9Tr работала в Харькове с 1970 по 1990 годы.
18-й маршрут на Купеческом мосту, 1979 год.
В 1989 году появились знамените румынские "гармошки" DAC-217E с забавными надписями внутри салона на литературной версии появившегося позднее "олбанского языка". Работали на городских маршрутах аж до 2011 года.
Изначальная раскраска машины – белая с красными полосами, похожими на обозначение ватерлинии. Маршрут от станции метро "Университет" до Института низких температур.
В 1992 году появился аналог румынской "гармошки" - ЗиУ-683. Снят с эксплуатации в 2014 году.
Легендарная "двойка", делавшая петлю от поселка Жуковского через район площади Свободы до проспекта Победы на Алексеевке.
Троллейбусный "динозавр" (по возрасту) ЗиУ-682 начал поступать в Харьков с 1972 года. Но основная партия ныне действующих машин – около 90 – была куплена в 2006-2007 годах.
В 2006 и 2011 годах на харьковских дорогах появляются машины Львовского автобусного завода.
Один из старожилов чешского автопрома Skoda-14Tr, производившаяся в 1980-2004 годах, появилась в Харькове в 2014-м. Skoda на проспекте Гагарина.
Наряду с пассажирскими троллейбусами работали уникальные машины техобслуживания.
ЯТБ-4, переделанный в технический транспорт, 1947 год.
Результатом совместной работы Минского автозавода, Института горного дела АН УССР и Харьковского трамвайно-троллейбусного управления стал выпуск в 1954 году троллейвоза с функцией самосвала.
Фото - "