Едва в Харькове появился первый автомобиль, следом за ним в город пришел и первый автобус. Краеведы утверждают, что произошло это в июне 1910 года.
Если в облике более старшего по возрасту трамвая и более молодого троллейбуса преобладало хоть некое подобие "армейского" единообразия, то харьковский автобус – чистейший махновец. За более чем 100 лет на харьковских трассах появлялись автобусы десятков моделей из множества стран мира – американские, немецкие, датские, испанские и, конечно же, отечественные ЛАЗы и "Богданы". Некое более-менее строгое единообразие наблюдалось в 80-е прошлого века, когда значительную часть автобусного парка составляли венгерские "Икарусы" грязновато-желтого цвета.
Сегодня, впрочем, тоже удалось добиться относительного единообразия хотя бы в цветовой гамме. Большинство автобусов имеют цвет харьковского флага – зеленый.
Status Quo проследил, как менялся облик харьковского автобуса на протяжении 100 лет.
Ранее мы рассказывали об "эволюции" харьковского трамвая и троллейбуса.
Первый харьковский автобус, курсировавший по маршруту от железнодорожного вокзала до Ветеринарного института (нынешний Дворец детского творчества на пересечении Сумской и площади Свободы)
Двухэтажный автобус на Николаевской площади. Посередине площади - конный городовой и стоянка пролеток. 1910-е годы
Автобус перед входом в Коммунальный парк. Улица Сумская, конец 1920-х
Одна из первых передвижных станций Харьковского телевидения
Автобус ЛиАЗ-677 на площади Карла Маркса (нынешней Благовещенской). Курсировал от станции метро "Центральный рынок" до Салтовского жилмассива
ЛАЗ-695М, маршруты №5 и №15, на конечной остановке около станции метро "Центральный рынок"
Легендарные маршрутки - отнюдь не изобретение 90-х. В 70-е годы прошлого века в Харькове работали маршрутные такси. Стоимость проезда в них была в четыре раза выше, чем в обычном автобусе, - 20 копеек. Роль маршруток исполняли машины ныне уже несуществующей Рижской автобусной фабрики - РАФ
80-е – расцвет "Икаруса". Перекресток улицы Отакара Яроша и проспекта Ленина (ныне – проспект Науки)
В 90-х автоветераны из Западной Европы "дорабатывали до пенсии" на харьковских дорогах. На момент снятия с маршрута в 2011-м западногерманскому автобусу Setra S150 было около полусотни лет
В начала XXI века в Харькове можно было еще встретить знаменитый Ikarus-263. "Последний из могикан" на харьковских улицах в 2011 году
Aabenraa - датский автобус 1985 года выпуска. В 1995 году в Харьков поступило около 20 таких машин. Они работали на маршрутах Алексеевки и Павлова Поля
MAN NL202 - немецкие автобусы 90-х годов
Знаменитый ПАЗик. Считался самым непрестижным автобусом, хотя по городу передвигался легко и быстро. Автобусы данной марки исчезли с маршрутов в начале нынешнего века
Чешский автобус Karosa LC736. На фоне харьковской "Эйфелевой башни" – трубы ТЭЦ-5
Volvo на улице Клочковской
Три редких югославских автобуса ТАМ работали в Харькове в службе "Интурист". Окончили свои дни на автобазе в Змиеве
Советский автобус ЗиС-8 на площади Свободы во время парада ретро-автомобилей
Американский Blue Bird TC2000, выпущенный в конце 80-х, работал на харьковских трассах в начале нынешнего века
Одна из популярных в Харькове в начале 2000-х моделей - БАЗ "Дельфин"
БАЗ "Эталон" - одна из распространненых моделей автобуса в Харькове