Взрыв в метро Питера прогремел 3 апреля на перегоне, когда поезд двигался от станции "Сенная площадь" в сторону станции "Технологический институт". Взрыв произошел в третьем вагоне поезда. В этом составе ехала харьковчанка Алла Маричева, которая сейчас живет в Санкт-Петербурге. Мы публикуем ее рассказ о случившемся, написанный по просьбе Status Quo. Дальше - прямая речь.
03.04.2017. Обычный питерский промозглый день, +1 и дождь со снегом. Еду с Финляндского вокзала, нужно пересесть на синюю линию. Станции пересадки — "Маяковская" - "Площадь Восстания". В вагонах людей немного. На "Маяковской" все спокойно. Сажусь в подошедший поезд. Не знаю почему, но именно в этот день я перепутала направления движения поездов и села в состав по направлению к Купчино вместо нужного мне Парнаса. Села именно в тот поезд, в котором чуть позже произойдет взрыв.
Только-только закрылись двери вагона - объявление по громкой связи о том, что по техническим причинам станция метро "Площадь Восстания" закрыта. Понятно, опять что-то нашли.
Надо отметить, что служба безопасности метрополитена в Питере организована неплохо. На каждой станции, чтобы попасть на платформу, нужно пройти рамку металлодетектора, на некоторых станциях эти рамки нельзя обойти. Возле автоматов для оплаты проезда стоит несколько человек. Останавливают тех, кто им кажется подозрительным, проводят через рамку, проверяют документы и багаж. Комната проверки отделена от зала стеклом, так что все происходящее там хорошо видно. Потом извиняются и отпускают. Что бывает в случае обнаружения террористов - не знаю, ни разу не видела, хотя практически каждый день наблюдаю, как кого-нибудь проверяют. Обычно это молодые люди с рюкзаками. Когда находят бесхозные предметы, станцию закрывают на несколько часов. Надо отдать должное - сразу подается дополнительный городской транспорт. Однажды раз закрыли станцию, с которой мне нужно было ехать, но подача транспорта была организована так, что я даже на занятия не опоздала.
Поэтому когда вчера раз в метро объявили о закрытии станции, никакой тревоги не возникло, мысль только одна - хорошо, что успела проскочить. Того, что села в поезд не того направления, - не поняла. В вагоне людей немного. Проехали станцию "Сенная площадь" - все спокойно. Вдруг - возможно, на середине перегона, - очень сильный хлопок. Сразу возник резкий запах гари. Не могу сказать, что было очень страшно. После хлопка пассажиры переглянулись, но паники не было. Конечно, никто ничего не понял. Я ехала во втором вагоне, взрыв был ближе к хвосту поезда. Что еще успокоило сразу - то, что машинист не остановил поезд, состав продолжал двигаться как ни в чем не бывало. Возможно, это тоже предотвратило возможную панику. В новостях передали, что именно правильные действия машиниста позволили минимизировать последствия взрыва. То есть благодаря ему раненым была вовремя оказана помощь, да и дым не успел распространиться по всему составу. Наверное, в случае остановки поезда в тоннеле после непонятного хлопка, еще и при сильном задымлении люди бы запаниковали. Кто-то бы попытался открыть двери или выйти через окно. Короче, спасибо машинисту. Говорят, его представят к награде, действовал он в соответствии с инструкцией.
После хлопка сразу вспомнился известный фильм "Метро" и захотелось выйти. Успокаивало то, что поезд продолжал движение без резкого торможения или набора скорости, все пассажиры сидели, по радио никаких объявлений не было, а хлопок... Да мало ли, что с этими вагонами может случиться.
Когда поезд наконец вышел из тоннеля, я поняла, что ошиблась в направлении, и вместо "Петроградской" нахожусь на станции "Технологический институт". С облегчением вышла из вагона, переход был напротив.
Что я хочу сказать: мало кто из находившихся в первых вагонах воспринял этот хлопок как взрыв в результате террористического акта. Пассажиры из нашего вагона не бросились к дверям, а остались на своих местах. Но когда я вышла из вагона и пошла на переход, то поняла поняла, что в именно в нашем составе произошел взрыв и находится вагон с пострадавшими. Пострадали пассажиры только одного вагона.
Станция метро "Технологический институт" довольно необычная: она пересадочная, но на одном перроне находятся две разные линия, т. е. для того, чтобы пересесть на другую линию, надо просто пересечь перрон, а для того, что попасть на противоположное направление одной линии, - надо перейти по переходу.
Уже находясь в другом составе, написала дочери через вайбер, что только что был взрыв в соседнем вагоне. Время отправки сообщения - 14.35. Поэтому когда в новостях говорят, что взрыв был в 14.40, это не так. В 14.35 я уже была в другом поезде, и Аня (моя дочь) сказала, что в интернете еще нет никакой информации.
При приближении к станции метро "Сенная площадь" начал резко усиливаться запах гари. Я уже хотела выйти из метро и добираться как-нибудь, но оказалось, что "Сенная" очень сильно задымлена. Вряд ли это был результат взрыва в нашем поезде. Думаю, что первоначальная информация о том, что взрыв был и на "Сенной", достоверна.
Только когда поезд стоял на станции "Черная речка", в интернете появилось сообщение о теракте в метро Санкт-Петербурга, и я поняла, что тот хлопок был взрывом. Уже на "Черной речке" на перроне радио не умолкало ни на минуту, прошло сообщение, что закрыты еще 8 станций по синей ветке в центре, - там нашли бесхозные предметы. А на станции "Площадь восстания" обнаружены два взрывных устройства. Насчет остальных станций - не знаю, а то, что "Площадь восстания" закрыли раньше взрыва в поезде, - да, так и было, я уже писала, что сообщение о закрытии станции я услышала, когда садилась в роковой состав.
Синяя ветка - очень популярна, проходит через центр. Станция "Сенная площадь" - это пересадочный узел трех линий. Возможно, удалось предотвратить серьезный теракт, и, как я уже написала, очень задымленную "Сенную" я видела своими глазами, это было как раз в 14.40, когда взрыв в поезде уже произошел. Сейчас же в новостях говорят об одном взрыве в составе на перегоне "Сенная площадь" - "Технологический институт".
Дальше машинист нашего, уже другого, поезда, объявил, что движение будет с затруднениями. Когда остановились в тоннеле, машинист потребовал, чтобы открыли окна. В общем, я уже не могла дождаться, когда окажусь на поверхности. Вышла на станции "Озерки".
Теперь немного о реакции в городе, о том, что видела или слышала я. Особой паники сначала не было. Когда я вышла из метро, практически каждый встреченный мною человек разговаривал по телефону и говорил, что он не в метро. Возле станции "Сенная площадь" начали собираться люди, позже начали приносить цветы.
Метро останавливали, все метро. Были бесплатные автобусы. UBER возил бесплатно. Очень много было предложений автолюбителей о возможной доставке по назначению, все подчеркивали, что это бесплатно. Для Питера это нормально. Когда осенью 2015 года был теракт в самолете, таксисты тоже возили родственников в Пулково бесплатно. Хотя были некоторые, которые завышали цену. Правда, только сначала, а потом тоже бесплатно. Помощь оказывали вовремя. Машины скорой помощи были на месте через 5 минут после взрыва.
Уровень пробок в 19.00 был 8 баллов, потом начал снижаться. В 21.00 был 5, а когда в 22.00 открыли метро упал до 0.
Вот сейчас в новостях депутат Милонов говорит, что взрывные устройства были на нескольких станциях. Показали некоего гражданина, который вышел из мечети и зашел на станции метро "Горьковская". Якобы это и есть один из террористов.
Я считаю, взрывов было действительно два. Еще непонятно, почему цветы несут к "Сенной площади": поезд со взорванным вагоном пришел на станцию "Технологический институт", и, по идее, было бы правильнее организовать мемориал именно там.
Еще что хочется отметить: со мной связались все мои коллеги и друзья из Харькова. Спасибо вам, я вас очень люблю. А внук написал в вайбере: "Я так рад, что ты не погибла". Поверьте, я тоже рада. Хотя еще и не осознала случившегося. Возможно, это шок.
Фото: https://vk.com/spb_today