Во вторник произошло то, что наверняка имел в виду Семочкин, заявляя о "теракте". На станциях метро "Исторический музей", "Студенческая", "Академика Павлова" началась эвакуация пассажиров. Было объявлено, что движение поездов в районе станции "Имени академика Барабашова" временно прекращено. Меньше чем через час движение на Салтовской линии Харьковского метро было восстановлено. При этом в метрополитене пустили первый "пробный шар", заявив, что "остановка движения не была связана с плановыми работами".
Дальше все пошло так, как и ожидалось: начальник Харьковского метрополитена Сергей Мусеев заявил, что остановка движения поездов на Салтовской линии была вызвана выбросом грунта в тоннель, причиной чего является беспорядочная и несогласованная с метрополитеном застройка рынка возле станции метро "Имени академика Барабашова". Главный инженер метрополитена был более осторожен: по его словам, просадка тоннеля составила 44 мм, что некритично. Он также отметил, что произошедшее 25 марта не угрожало безопасности пассажиров.
Ночью в тоннеле работала комиссия облгосадминистрации, создание которой инициировал "АВЭК". Комиссия ничего страшного под землей не обнаружила и побрюзжала по поводу того, что пустили комиссию поздно и следы произошедшего уничтожили. Естественно, никакой связи между рынком и метрополитеном комиссия не нашла и даже заявила о том, что движение поездов можно было и не останавливать.
Оппозиция, естественно, обвинения Мусеева отвергла. Народный депутат - харьковчанин (фракция БЮТ) Александр Фельдман заявил, что "закрытие Салтовской ветки метро 25 марта является прямым продолжением событий, о которых мы предупреждали харьковчан: руководители города, под которыми закачались кресла, пойдут на любые провокации, на любые беззакония, чтобы очернить своих оппонентов и отвлечь внимание людей от собственных противоправных действий".
На ТНТ крутяк можно посмотретьСергей Семочкин не нашел ничего лучшего, чем заявить, что ему и членам его семьи угрожают. Оказалось, что Семочкин испугался комментария Мусеева по поводу озвученной Семочкиным угрозы теракта: "Украина никогда не страдала терактами, а С.Семочкину надо отрезать язык, чтобы он не накликал беды". При этом Семочкин напомнил о том, что в Харькове одному местному депутату отрезали нос и уши. В принципе, это правильно: раз уж отрезали нос и уши, то язык отрезать для "бандитской власти" - раз плюнуть. Поэтому Семочкин написал заявления в милицию, сообщил об угрозе потери языка старшим товарищам по партии и информировал об этом председателя временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию деятельности харьковских городских властей.
На следующий день, 27 марта, произошло то, о чем так долго говорили городские власти, - заседание комиссии горсовета по чрезвычайным ситуациям. Ни одно более-менее серьезное мероприятие в горсовете не проходит без митинга под его стенами. Вот и в этот раз около 500 представителей предпринимателей, торгующих на рынке возле станции метро "Имени академика Барабашова", выстроились под стенами горсовета. Предприниматели выступали против возможных провокаций и даже призывали сесть городские власти и администрацию ТЦ "Барабашово" за стол переговоров. Правда, лозунги митингующих, типа "Добкин, это не метро протекает, это течет твоя крыша!" всякий компромисс исключали.
Представители концерна "АВЭК" заседание комиссии проигнорировали, а потому опровергать праведный гнев руководителей нескольких коммунальных предприятий, которым ТЦ "Барабашово" стал костью в горле, было некому. Среди обвиняющих были руководители метрополитена, ОАО "Харьковгаз", КП "Харьковские тепловые сети", ГКП "Харьковкоммуночиствод", КП "ПТП "Вода".
Комиссия приняла решение обязать руководство АО "Концерн "АВЭК и Ко" снести самовольно построенные в охранных зонах инженерных сетей (электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, канализации, водопонижения, у выходов со станции метро "Имени академика Барабашова" и прилегающих тоннелей) объекты торгового центра "Барабашово".
Кроме того, комиссия решила обеспечить круглосуточный доступ ремонтных бригад и спецтехники к городским инженерным коммуникациям, на которых расположены объекты ТЦ. Кроме того, было принято решение разработать и реализовать в течение II квартала 2008 г. мероприятия по снижению уровня грунтовых вод на территории ТЦ. Комиссия также постановила до 1 августа выполнить работы по восстановлению затоннельной дренажной системы метрополитена и других поврежденных коммуникаций.
Чем обернутся эти мероприятия для ТЦ "Барабашово", предположить несложно: учитывая плотность застройки рынка, неизбежно придется резать "по живому". Главный кошмар Александра Фельдмана под названием "бульдозеры на рынке" 27 марта приобрел конкретные очертания.
На следующий день, 28 марта, "АВЭК" распространил заявление, в котором заседание комиссии было названо "фарсом и провокацией". Кроме того, в нем было сказано, что у руководства концерна есть материалы, свидетельствующие о проведении предварительной "репетиции" заседания КЧС, на которой секретарь горсовета Геннадий Кернес проводил инструктаж руководителей коммунальных служб города - кому и что говорить, какие обвинения выдвигать. И эти материалы руководство "АВЭКа" уже передало в СБУ. Правда, остается непонятным, что СБУ с этими материалами будет делать, ведь статьи "репетиция заседаний комиссий" в украинском уголовном кодексе нет. Но раз материалы переданы, значит, СБУ им применение найдет, недаром же начальнику УСБУ в Харьковской области Андрею Мухатаеву на прошлой неделе было присвоено звание генерал-лейтенанта.
28 марта также выяснилось, что оппозиция располагает более весомыми средствами борьбы, чем обвинения городских властей в провокациях и материалы о "руководящей роли Кернеса". В пятницу начавший уже забываться общественностью председатель наблюдательного совета АО "Концерн "АВЭК и Ко" Геннадий Броншпак прибыл в управление харьковского метрополитена вместе с руководителями линейного отдела охраны метро. Броншпак был вооружен двумя приказами Иосифа Винского: одним Мусеев снимался с должности начальника метро, другим Броншпак назначался временно исполняющим обязанности начальника. Видимо, понимая, что Харьков - город особый и приказы министров тут исполняются не всегда, Броншпака приехал поддержать заместитель министра транспорта Владимир Бадагов, который и представил его трудовому коллективу.
Сайт метрополитена, как и в "первое пришествие" Броншпака, заявил о "рейдерском захвате", сообщив при этом, что приказ не вручен Мусееву "по всей форме", а главное - Мусеев находится на больничном, так что увольнять его нельзя по КЗОТу.
Объединенный профсоюз Харьковского метрополитена от имени всех работников метро сделал заявление, в котором назвал смену руководства метро "издевательством, разгулом беззакония и силовым захватом предприятия".
Реакция сайта и профсоюза - лишь начало борьбы, которая развернется на этой неделе. Учитывая, что это уже вторая попытка Броншпака занять кресло начальника метрополитена, легко предположить, как будут развиваться события. Конечно, Мусеев заявит, что увольнение было незаконным, т.к. находящегося на больничном увольнять нельзя по КЗОТу. Наверняка это заявление будет подкреплено исковым заявлением в суд, который быстро вынесет определение, приостанавливающее действие обоих указов Винского. Оппозиция подаст апелляцию. Будет ли Мусеев пытаться попасть в свой кабинет - неизвестно: возможно, возле административного здания метрополитена развернется сражение за кресло начальника. А может быть, все пройдет мирно: Мусеев пошумит для порядка, а Броншпак плотно усядется в кресле начальника метрополитена. Это будет означать одно: метрополитен "сдали" в обмен на что-то. Но вариант затяжной борьбы кажется более вероятным.
Буквально за день до приказа Винского, 26 марта, Мусеев заявил, что харьковский метрополитен может быть принят в коммунальную собственность города в течение двух месяцев. Это может произойти в том случае, если не будет продлен мораторий на операции с госимуществом, действующий до 1 апреля 2008 г. Но как бы там ни было, Минтранс официально согласился с тем, что метрополитен надо передавать в коммунальную собственность. Тогда возникает вопрос: зачем назначать Броншпака сейчас, ведь в том случае, если метрополитен перейдет в коммунальную собственность, городские власти будут вольны назначать начальником метрополитена кого угодно, и Броншпак мгновенно покинет кресло начальника? С другой стороны, если Александр Фельдман по-прежнему уверен в том, что станет мэром в результате перевыборов, то Броншпака можно было назначить и после своего избрания, не вызывая волну протестов и лишний шум.
Назначение Броншпака наглядно показывает, насколько важен метрополитен для Фельдмана. Приказ о смене руководства метро был подписан в тот же день, когда заседала комиссия "по "Барабашово". Какова была цена этого назначения для Александра Фельдмана, остается только догадываться.
Харьковский метрополитен стал передним краем борьбы между городскими властями и оппозицией. Метрополитен - это способ давить на ТЦ "Барабашово", а значит, на Александра Фельдмана - главного претендента на мэрское кресло в случае перевыборов. Способ, которым это давление можно осуществлять, был наглядно продемонстрирован на прошлой неделе, когда было остановлено движение на Салтовской линии. Поэтому метрополитен является "ключом", открывающим дверь, за которой находится главный приз всех местных политиков, - власть в Харькове.