Новая драма молодых российских драматургов заслуживает того, чтобы о ней писали как можно больше. Потому что жалобы на кризис современной драматургии абсолютно неактуальны – уже давно пора говорить о расцвете новой драматургии на постсоветском пространстве.
Даже программа нынешней "Курбалесии" свидетельствует о том, что "наши" драматурги не просто конкурируют с западными, но и успешно вытесняют их. Во всяком случае, это очевидно, если судить по программе "Курбалесии". Судите сами. На роль фаворитов прошлогоднего фестиваля претендовали пьесы и Генри Лайона Олди (Харьков), и британки Сары Кейн. Наделал шуму американец Ив Энслер со своими "Монологами вагины". В этом же году режиссеры решили сосредоточиться на творчестве русскоязычных драматургов – представителей новой волны. Харьковские театралы смогут оценить пьесы Ивана Вырыпаева, Максима Курочкина, Натальи Ворожбит, Вячеслава Дурненкова, Юлия Клавдиева.
Еще недавно они считались маргиналами драматургии – теперь их спектакли ставят в известных московских театрах. Яркий тому пример – творческая судьба Максима Курочкина. Талантливый драматург был известен лишь в узких театральных кругах, пока его "Кухню" не поставил Олег Меньшиков. Хотя и без этой постановки талантливый драматург вряд ли бы канул в Лету. Слишком потрясающе он пишет. Во всяком случае, "Титий безупречный", написанный на грани садистской иронии, заслуживает того, чтобы посмотреть, как его поставила режиссер Светлана Короткова.
Фестивальную антиутопию покажут 31 октября на малой сцене Дома актера.
По традиции участники "Курбалесии" готовят и блиц-постановки. Сам процесс – от читки до показа – уложится в несколько дней. Большинство пьес новой волны пройдет именно в этом формате. Так, 28 октября на суд зрителей будет представлен блиц-спектакль Владимира Дурненкова "Дзюдо" (реж. А. Юшко), 29 октября – блиц-спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева "Июль" (режиссер Владимир Гориславец) и блиц-спектакль Киры Малининой I have a family.my family is (реж. Е. Никифорова).
Если судить по прошлым фестивальным постановкам, блиц-спектакли в первую очередь призваны показать не столько театральное действо, сколько сам драматургический текст.
Темой лабораторной программы 2008 года стала музыка и роль композитора в создании спектакля. Правда, большинство постановок не очень-то вписываются в тематический ряд: пьесы, представленные в программе, трудно назвать музыкальными. Исключение – музыкальная сказка "Как всегда – горе не беда" харьковчанина Игоря Факторовского. В программе указан композитор (Николай Сараев), да и судя по тексту пьесы, музыка является в ней едва ли не главным действующим героем. Впрочем, есть надежда, что музыкальной составляющей пьес удивят гости "Курбалесии". 28 октября санкт-петербургский "Наш театр" представит "Женщину в песках" Кобо Абэ. 29 октября Днепропетровский театрально-художественный колледж – пьесу Павла Арье "рЕВОЛЮЦИЯ", реж. Г. Богомаз-Бабий. Театр из Орла (Россия) "Свободное пространство" обещает показать "Тартюфа".
В работе фестиваля участвуют и молодые, и опытные теоретики театра. Критики намерены ежедневно проводить открытые рецензии и привлекать к обсуждению не только практиков театра, но и зрителей. Кроме того, в программе – ежедневные дискуссии и "круглые столы", которые будут вести драматурги и театроведы.
Подробную программу фестиваля можно узнать на сайте