Итак, что мы имеем на сегодняшний день в сухом остатке? Г.Кернес формально на свободе, более того - не далее как 25 июля с него сняли пресловутый запрет покидать пределы Украины. Запрет снят только до 31 июля, официальная причина - необходимость продолжить лечение в Москве (Россия), где секретарь горсовета и находился до недавнего времени. Более того, по его же собственным словам, уже 31 июля Г.Кернес намерен сам явиться на допрос в следственное управление МВД в Киеве. Но пока это всего лишь добрые намерения, которыми, как известно, вымощена дорога в ад.
Думаю, что сам факт принудительного привода в том виде, в котором он был применен к Г.Кернесу, стал своего рода ящиком Пандоры. Ведь кадры, облетевшие все центральные телеканалы, на которых секретаря горсовета вынимают из машины скорой помощи и буквально упаковывают в машину его преследователей, несмотря на героические усилия охраны этому помешать, продемонстрировали несколько концептуальных моментов. Во-первых, правоохранительным органам в нашей стране все-таки можно все, как бы грустно это не звучало. Причем это ВСЕ в абсолюте, несмотря на наши попытки идти в Европу, старания правозащитных организаций и заверения властей в обратном. И попытки противопоставить себя этой машине чреваты серьезными последствиями для всех, независимо от мировоззрения и уровня социальной защищенности. Во-вторых, очевидным стал и тот факт, что всесилие Г.Кернеса на региональном уровне временно и прекратиться может в любой момент. Цитируя Булгакова, вспоминается великая фраза - "плохо не то, что человек смертен, а то, что он смертен внезапно". Так и тут - главным потрясением стала внезапность и жесткость происходящего. От путешествия в Киев Г.Кернеса не спасли ни дрессированные машины скорой помощи, ни охрана, ни система медийного оповещения, ни даже пикет под МВД с участием народных депутатов.
По моему глубокому убеждению, в ночь с 22 на 23 июля, выйдя из стен МВД и отправившись в Харьков, сам герой событий многое должен был переосмыслить. Например, насколько эффективна система его защиты от внешних факторов, насколько вообще он способен влиять на ситуацию за пределами Харькова. И, наконец, где та грань вседозволенности, которую даже ему преступать нельзя? В "Визите к минотавру" братьев Вайнеров было сказано, что "гению действительно все можно, но только в том, в чем он гений". Следовательно, фигуранту событий необходимо определить для себя - в чем же все-таки он гений?
Итак, что же дальше? Предположим, ситуация разрешится сама собой, как и многие иные скандалы, возникавшие вокруг Г.Кернеса до этого. Допустим, даже его поход на допрос 31 июля закончится вполне мирно, и уже 1 августа мы увидим секретаря на своем рабочем месте. Вероятно ли это? Верится с трудом. В первую очередь, потому, что этого постараются не допустить сами правоохранительные органы. В их лице политические оппоненты Г.Кернеса сейчас получили потрясающую по своей организованности и безнаказанности поддержку. Дело даже не в самом министре внутренних дел Юрии Луценко, дело в хранителях порядка, которые по идеологическим причинам не могут допустить, чтобы человек с прошлым Г.Кернеса попросту обыграл их по очкам. А следовательно, играть дальше Г.Кернесу придется по их правилам либо, как минимум, с их учетом.
Безусловно, можно предположить, что Г.Кернес попытается все-таки достигнуть неких договоренностей со своими преследователями. Как известно, у него для этого бесчисленное количество возможностей. Но как уже стало понятно, цена этим договоренностям - копейка в базарный день. Ведь не успеваем мы услышать о том, что секретаря горсовета выпустили 22 июля вечером только под гарантии его явки 23 июля на допрос, как он тут же собирает журналистов в Харькове и старательно обхаивает именно тех, с кем якобы договорился. Более того, заявляет, что на допрос в этот день даже не собирался. Хочется в связи с этим высказать крайне смелое предположение, что эти события - не что иное, как банальный "кидок", только на качественно более высоком уровне.
А как же заступничество Партии регионов за однопартийца? На первый взгляд кажется, что партия выступила в его поддержку буквально единым фронтом. Но и тут при ближайшем рассмотрении просматриваются некоторые логические нестыковки. Так, например, уже упомянутая неоднократно позиция народного депутата - харьковчанки Инны Богословской, которая, как известно, возложила всю ответственность за происходящее в городе на городского голову Михаила Добкина и еще раз напомнила о неоднозначности оценки личности Г.Кернеса внутри самой партии. Не свидетельствует ли это о том, что активное заступничество регионалов стало своего рода одолжением М.Добкину, а на региональном уровне - вообще инициативой отдельных высокопоставленных однопартийцев? Ведь даже в момент появления на сайте Харьковской облорганизации Партии регионов заявления в защиту Г.Кернеса большинство партийцев даже не ведали о существовании этого документа. Вообще, по моему субъективному мнению, это заступничество, как, впрочем, и любые громкие слова, было способно поколебать только воздух, но никак не оппонентов. Это кстати еще и к разговору об эффективности системы защиты главного героя этих событий.
Допустим, бурные события последней недели будут иметь последствием уход Г.Кернеса с арены активных общественно-политических действий. Как именно – это, наверное, вопрос технический: будет ли он задержан на сколько-нибудь длительный период либо все-таки ударится в бега, как предполагает министр внутренних дел. Главное, что секретарь Харьковского горсовета, в чьих руках за последние 2 года сосредоточились абсолютно все бразды законодательной, исполнительной, разрешительной и какой угодно еще власти в городе, внезапно лишится возможности вершить судьбы всех окружающих и будет занят судьбой только одного человека - лично себя. Знаковость такого развития событий трудно себе даже представить или оценить.
По сути говоря, глубоко убежден, что Г.Кернес и так сейчас занят только собой. Убедившись в низкой эффективности своей системы защиты, он, как и можно было предположить, взял процесс в свои руки. Если присмотреться получше, то очень хорошо с этим предположением согласовываются и непрерывные трансляции его пресс-конференции, которыми он по сути заменил работу своих многочисленных медиа-структур, и приостановка всех возможных и невозможных бизнес-проектов, нуждающихся в его непосредственном одобрении (потому как - не до них сейчас!), и еще целый ряд событий, так или иначе подтверждающих это предположение. Хотя для меня лично самым главным подтверждением критичности ситуации стало все-таки именно моральное состояние самого Г.Кернеса, которое я имел счастье лицезреть на пресс-конференции. Не хочется претендовать на роль его психоаналитика, но если мне не изменяет память, то предыдущие острые и конфликтные ситуации приводили секретаря горсовета в возбужденно-приподнятое состояние духа. Сейчас же наш персонаж мрачен, слегка морально помят и, как мне кажется, несколько зол на окружающий мир.
Итак, все-таки допустим, что всех его усилий окажется маловато, и на какое-то время Г.Кернес исчезнет с наших телеэкранов и из жизни города. По моему мнению, в первую очередь это ударит по самой городской власти. Система принятия решений, выстроенная на его ручном управлении, рухнет в одночасье. Ведь ни для кого не секрет, что все последнее время руководство города велось в "ручном" режиме. Велось, надо отдать должное, достаточно эффективно, но как только руки, управляющие этими процессами, будут убраны с руля - в неизвестном направлении испарится и эффективность.
Более того, наши городские кормчие рискуют потерять в лице Г.Кернеса гениального манипулятора, умевшего разыгрывать такие человеческие многоходовки, какие не снились даже великому Мюллеру. Хваленое большинство в горсовете – это, конечно, очень хорошо, но им нужно управлять, его нужно направлять, применяя знаменитое правило - "разделяй и властвуй". Кто еще, кроме самого секретаря горсовета, способен превратить эту разношерстную компанию в действующий политический механизм?
Кроме того, и горсовет в его нынешнем составе, и Партия регионов, по сути, лишаются медиа-ресурса, который, как мне кажется, опять же управлялся и финансировался исключительно в ручном режиме. Не будем забывать, что именно умение манипулировать окружающими как при помощи СМИ, так и при помощи админресурса обеспечили серьезное улучшение материального положения не только самому Г.Кернесу, но и еще целому ряду товарищей, которые в случае его отхода от дел оказываются в роли "ронинов" - самураев, оставшихся без хозяина.
Будет ли найдена ему адекватная замена? Вряд ли. Безусловно, если должность секретаря горсовета будет кем-то занята, то фигуру, равнозначную Г.Кернесу, найти будет сложно. Будет ли позитив в его отходе от дел? Возможно. Конечно, город станет жить спокойнее и реже фигурировать в скандальных новостях на всеукраинском уровне. Но если говорить о позитиве для громады в целом, то вынужден вас разочаровать. Хаос (не побоюсь этого слова), который охватит управленческую и политическую сферу жизни города, будет нарастать как снежный ком и ничего хорошего каждому из нас не принесет.
В завершение позволю себе высказать еще более смелую мысль: если все-таки, вопреки всем прогнозам и ожиданиям, Г.Кернесу удастся сохранить существующее положение вещей и, несмотря на потери, свое влияние на региональном уровне, думаю, даже его оппоненты будут вынуждены отдать ему должное как фигуре знаковой для Харькова. Своеобразному злому гению нашего города.