Украинский дуэт «Алексей Пригоров – Илья Кваша» на Олимпийских играх-2008 завоевал бронзовую медаль по синхронным прыжкам в воду с трехметрового трамплина. Гость номера – первый тренер Алексея Пригорова, преподаватель Харьковской детско-юношеской спортивной школы имени Яны Клочковой Татьяна Толчанова.


 Обычно тренерами по прыжкам в воду становятся бывшие спортивные гимнасты. Татьяна Толчанова же пришла в этот вид спорта из художественной гимнастики. По словам тренера, она даже во сне отрабатывает каждый элемент упражнений учеников. И как здорово, что мечты ее воспитанников о победе становятся реальностью!
 – Татьяна Витальевна, поздравляю вас с «бронзой» вашего воспитанника.

– Эту радость я разделяю с заслуженным тренером Украины Владимиром Молчановым, который в течение 10 лет вел Алексея к этой, без преувеличения, выдающейся победе. Ведь никогда прежде харьковским прыгунам не удавалось добиваться права хотя бы участвовать в Олимпийских играх. Замечу, что Алексей и Илья – самый молодой дуэт в этом виде программы.

– В каком возрасте начал тренироваться Алексей?

– Довольно поздно – в девять лет, хотя идеальным возрастом считается шесть лет. Леша не собирался заниматься этим видом спорта. Так сложилось, что в летнем лагере для спортсменов при бассейне «Пионер» отец Леши Виктор Пригоров работал врачом.

Однажды ему не с кем было оставить сына, и он обратился ко мне: «Вы сегодня ведете детей в зоопарк? Возьмите с собой и моего Лешу». «Скажите, он умеет плавать? – на всякий случай поинтересовалась я. – А то у нас еще и тренировка». Виктор обрадовался: «Вот и отлично! Леша очень любит плавать».

Как правило, способности к прыжкам проявляются в течение месяцев и даже нескольких лет – этот показатель у каждого человека индивидуален. Поразительно, но талант Леши проявился уже с первых прыжков!

Знаете, у прыгунов есть такое выражение: «кошачье чувство воды» – намек на способность кошки координировать положение тела во время прыжка с высоты. Ведь прыгуны с вышки входят в воду вниз головой, что противоречит инстинкту самосохранения. Добавьте к этому обязательные акробатические этюды.

– Значит, прыгуну необходимо обладать не только смелостью, но и гибкостью, и пластичностью?

– Смелостью – да. Но гибкость и пластичность здесь не главное. Я в первую очередь оцениваю способность ребенка мощно оттолкнуться от трамплина.

– Разве может ребенок в шесть лет оттолкнуться мощно?

– Именно. У перспективных ребят рано проявляется способность к сильному толчку, а значит, к высокому вертикальному прыжку. Ведь без него не выполнить необходимое количество оборотов, да и полет потеряет в зрелищности.

Помимо этого тренеры обращают внимание на координацию движений ребенка. Этот задаток тоже проявляется не сразу, но у способных детей хорошая координация движений может быть замечена уже на первой тренировке.

Имеется еще одно важное качество – чистота линий тела, то есть умение ставить плечи, тянуть носок и колено.

– А если у спортсмена нет таких качеств? Их можно развить?

– Порой упорство и трудолюбие творят чудеса. У того же Пригорова подъем стопы оставлял желать лучшего. Плюс еще и проблемы со здоровьем – у него из-за активных тренировок часто болели уши. Леше даже приходилось ложиться в больницу. Выход нашли такой: мальчик стал прыгать в берушах, защитном приспособлении для ушей.

Таланты нуждаются в поддержке

– Татьяна Витальевна, имеются ли в Харькове и другие талантливые прыгуны в воду?

– Да, в нашем городе есть такие юноши и девушки. Например, 15-летний Сергей Бондарь. В июне 2008 года в Минске на юношеском чемпионате Европы по прыжкам в воду Сергей прошел в финал и занял шестое место. Столь успешное выступление дает ему право участвовать в юношеском чемпионате мира, который состоится в Германии. Украинская команда будет представлена на этом чемпионате спортсменами из разных городов. Сергей – единственный прыгун, добившийся права представлять Харьков. Но, к сожалению, мальчик не может поехать на чемпионат из-за плохого финансирования. К тому же условия для тренировок оставляют желать лучшего. Скажем, Молчанову и Пригорову приходилось арендовать жилье в Николаеве, где они в течение нескольких лет готовились к стартам.

Очень важно, чтобы рядом со спортсменом был его тренер. Поэтому на нашу с Сергеем поездку в Германию необходимо около 25 тысяч гривень.

Представляете, какой позор для Харькова и страны, если парень не попадет на столь престижные соревнования? А какая психологическая травма для самого спортсмена… Чем ее измерить?

Даже Владимир Молчанов, блестяще подготовивший Пригорова, не поехал в Пекин из-за того, что не смогли достать денег. Разве спортсмены, представляющие страну, должны ходить с протянутой рукой?

Неужели в Харькове нет меценатов?

– Известно, что в Харькове только один бассейн, построенный специально для занятий прыжками в воду – «Пионер». Какие условия для тренировок созданы в других украинских городах?

– Вы затронули больную тему. Я работаю в «Пионере» 20 лет. Сейчас он в безобразном состоянии – ремонт не делался с незапамятных времен. Сравните наш бассейн с дворцами спорта в Николаеве, Киеве, Запорожье и Минске. Просто стыдно перед Яной Клочковой, что «Пионеру» присвоили ее имя.

Будем надеяться, что успех нашего воспитанника на Олимпийских играх поможет директору Сергею Кукло раздобыть средства для приведения бассейна в порядок.