Предпоследняя неделя января отличалась погодным разнообразием: оттепель сменилась похолоданием и оледенением, потом насыпало снега и стало еще холоднее. Автомобили на улицах Харькова то скользили по льду, то застревали в снежной каше, коммунальщики в меру сил и способностей со всем этим боролись. Но погода оказалась далеко не единственной темой для разговоров - в Харькове в эти дни произошло несколько заметных событий. Одни из них достаточно глобальные, другие местного значения, но кое-что интересное случилось и в политической, и в экономической, и в социальной жизни.

Знаковое событие, влияние которого будет ощущаться не одно десятилетие, произошло в сфере экономики. На международном экономическом форуме в Давосе в присутствии украинского президента и голландского премьера подписали последний документ, дающий старт добыче в Харьковской области нетрадиционного газа, – соглашение о распределении продукции между Украиной и транснациональной компанией "Shell", которая будет заниматься реализацией этого проекта. Хорошо это или плохо? Поскольку в вопросе замешана геополитика, то мнения по этому поводу кардинально разнятся. На одной чаше весов – новые рабочие места и усиление энергетической независимости, на другой – экологические риски.

Технология добычи сланцевого газа достаточно молода - она активно развивается последний десяток лет. Лидером в этой сфере являются США, где благодаря добыче сланцевого газа смогли отказаться от его импорта. В Европе это направление сейчас тоже активно развивается, однако сопровождается бурными дискуссиями и скандалами. Основной камень преткновения – используемая для добычи газа технология гидроразрыва пластов. Во-первых, гидроразрыв вызывает землетрясения. Разработчики нетрадиционного газа утверждают, что они будут мелкими и совершенно неощутимыми, однако в Великобритании использование этой технологии уже вызвало серьезные колебания земной коры. Говорят, что была допущена ошибка – недостаточно изучен вопрос сейсмоустойчивости, – и она больше не повторится. Однако можно ли что-либо гарантировать в таком, мягко говоря, не слишком контролируемом человеком вопросе – загадка. В любом случае, для Харьковщины, где отродясь не видели никаких землетрясений и поэтому особо не заботились о сейсмоустойчивости зданий, звучит все это немного угрожающе.

Второй проблемный момент – загрязненная химикатами вода, используемая при гидроразрыве. В "Shell" утверждают, что ее будут откачивать и либо использовать при бурении следующих скважин, либо очищать до состояния питьевой. Некоторые экологи в это не верят и рисуют апокалиптические картины заражения подземных вод: мол, сейчас мы покупаем в России газ, а потом будем покупать питьевую воду.

Кстати, о России и вопросе геополитики. Главным скептиком, недовольным развитием технологий добычи сланцевого газа, является российский газовый монстр – РАО "Газпром". Там в сланцевом газе видят угрозу своей монополии на газовом рынке. Кроме того, увеличение объемов добычи газа в мире ведет к снижению цен на него, что тоже очень не радует россиян. Сами они морочиться с новой и не особо дешевой технологией не слишком хотят, рассчитывая на то, что им еще надолго хватит и газа, добываемого традиционным способом. Так что в протестах против добычи сланцевого газа, кроме естественной озабоченности экологов, может быть еще и "рука Москвы".

Возвращаясь к договору о распределении продукции, подписанному в Давосе, стоит отметить, что пока совсем не понятно, что получит Украина в целом и Харьковская область в частности от реализации проекта. Говорят, что газ, добытый здесь, будет стоить в несколько раз дешевле российского. Некоторые эксперты, впрочем, заявляют обратное – о дороговизне и нерентабельности сланцевого газа, кивая на проблемы, возникшие у его разработчиков в Америке. Однако поверить в то, что "Shel" или "Сhevron" (эта корпорация хочет реализовать подобный проект на Западной Украине) будут заниматься этим в убыток себе, совершенно невозможно, так что экономический интерес эти проекты явно представляют. И последний момент, на который обращают внимание, – присутствие в проекте с украинской стороны, кроме госкомпании "Надра Украины", еще какой-то загадочной частной фирмы, которая непонятно чем будет заниматься и непонятно какие деньги получать. Намекают, что она может удовлетворять запросы одной украинской финансово-промышленной группы, без участия которой сейчас не обходится ни одно крупное событие ни в политике, ни в экономике. Что ж, если так и есть, то это вполне укладывается в направление развития нашего общества. Хотя как-то все равно хочется, чтобы все было по-честному и без откатов.

Тема социальная развивалась в Харькове та же, что и на предыдущей неделе, однако она поменяла вектор. От подорожания хлеба мы перешли к его удешевлению. Хлебозаводы, заявлявшие о невозможности сохранения старых цен на социальные сорта хлеба, теперь поменяли свое мнение и подписали с властями новый меморандум о стабильности цен, предполагающий возврат к статус-кво, сложившемуся до январского скачка. Оказалось, что недорогой муки на складах Госрезерва у нас полно, хлебозаводы ее будут получать до нового урожая, а значит, традиционные и любимые пенсионерами "кирпичик" и "черный круглый" дорожать не будут.

То есть все хорошо, но непонятно, зачем было городить весь этот сыр-бор с показательным подорожанием, заявлениями Антимонопольного комитета и прочим. На то, что власть просто решила провести пиар-акцию, показав, как она заботится о населении и защищает его интересы, вроде бы не похоже – борьба с повышением цен была проведена без должной для такого случая помпезности. Тогда зачем все это? Учитывая то, что два основных производителя хлеба в Харькове принадлежат людям, близким к Партии регионов, а один из них является непосредственным членом харьковской "команды власти", отсутствие нормальной коммуникации между властями и хлебопеками, вызвавшее "ценовые качели", удивляет.

В политической жизни Харькова сейчас наиболее актуальный вопрос – довыборы двух депутатов облсовета и двух депутатов горсовета, которые пройдут 24 февраля. Сами по себе выборы никакой особой важности не представляют – как-то повлиять на расклады в областном и городском советах новоизбранные депутаты не смогут ни при каких обстоятельствах. Да и в том, что победят на выборах представители власти, сомнений практически нет.

Однако эти выборы по некоторым причинам все же любопытны. Выборы в Украине не заканчиваются никогда – только-только отшумели баталии парламентской кампании, а основные политические игроки уже всерьез заняты подготовкой к президентским выборам 2015 г. В связи с этим внеочередные выборы – это в первую очередь возможность проверки баланса сил по отношению к выборам предыдущим и с прицелом на будущие. На прошедшей неделе своих кандидатов на промежуточные местные выборы назвали как представители власти, так и оппозиционеры. В принципе, никаких неожиданностей не произошло. Власть выдвигает чиновников и представителей близкого к ней бизнеса, оппозиция  - своих активистов и прооппозиционных общественников. Обращает внимание, что "Батьківщина" и "Свобода" в этот раз поделили округа "по-честному" - 50х50. На парламентских выборах "Свобода" имела в Харькове и области по одному округу из семи. О чем это свидетельствует? Наверное, только о том, что "Батьківщина" не относится к выборам особо серьезно, а "Свобода" традиционно использует любой способ напомнить о себе.

Показательнее всего выборы, наверное, будут в 12-м округе Октябрьского района Харькова. От оппозиции там будет идти кандидат от "Свободы" Олег Дебелый, который здесь же баллотировался в народные депутаты. А от власти ему будет оппонировать председатель райадминистрации Татьяна Цибульник. Так что по полученным результатам можно будет (с большой долей условности, конечно) судить и об уровне доверия к местной власти, и об изменении рейтинга националистов. Стоит также обратить внимание на то, что округа харьковскими оппозиционерами делились на двоих – в процессе не принимал участия ни "Фронт змін" Арсения Яценюка, ни "УДАР" Виталия Кличко. Что, впрочем, неудивительно – после парламентских выборов обе эти политструктуры впали на Харьковщине в полную летаргию, так что не понятно, существуют ли они вообще.

Ну а "Батьківщина", как и обещал ее вернувшийся на родину областной лидер Арсен Аваков, начала переформатирование своих рядов: на этой неделе стало известно о новых назначениях в руководстве облорганизации партии. Никаких новых лиц мы, впрочем, пока не увидели – просто некоторых старых соратников Авакова (тех, кто либо от него решил уйти, либо просто плохо справлялся) заменили другие.