"Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!" - советовал детям русско-советский поэт Чуковский. Советы Корнея Ивановича относительно такого сравнительно малоизученного континента, как Африка, особенно ценны своим реализмом. Человек знал, о чем писал, и это сразу видно. Хоть и не был он в Африке ни разу. А вот Люк Бессон в Париже явно был, поэтому я настоятельно советую всем тем, кто собирается съездить в Париж, посмотреть последний фильм мастера "Похищенная", где он хоть и не режиссер, но продюсер и сценарист. Я бы еще 30 раз подумал, прежде чем отправиться в этот дьявольский город
И отставной агент неназванных, но очень секретных спецслужб Брайан об этом знает. Заранее. Так сказать, по работе. Играет его, кстати, больше смахивающий на поэта или профессора Оксфорда интеллигентный ирландец Лайам Нисон. Герой его давно отошел от дел и прозябает на пенсии, довольствуясь мелкими подработками в охране поп-звезд. Все свое основное время Брайан посвящает дочери, которая, правда, живет с мамой, бывшей женой агента, и новым папой – человеком блестящей бизнес-карьеры и широких финансовых возможностей. Что и выясняется на ближайшем дне рождения дочери: в то время как природный папашка вручает дочери караоке китайского производства, папаша приемный ведет под уздцы настоящую лошадь производства, очевидно, арабского. Весовые категории несовместимые, и по всему выходит, что наш папка - неудачник.
В довершение отчим всаживает в Брайана "контрольный": дарит дочери и ее подруге вояж в Париж на двоих. От Брайана всего-то и требуется, что подписать разрешение на поездку дочери за границу. Бывший агент, чувствую штатными частями тела что-то неладное, некоторое время ломается, но потом вынужден уступить - под угрозой полной анафемы со стороны дочуры.
Дальнейшее происходит в полном соответствии с недобрыми предчувствиями: дочь прямо в аэропорту крадут вместе с подругой и под прикрытием продажных французских полицейских продают арабам - ценителям прекрасного. Очевидно, мстя за поруганную лошадь.
Дальнейшее уже несложно предсказать любому искушенному зрителю: герой Нисона приходит и всех в Париже убивает. За исключением, кажется, французского президента и трех-четырех японских туристов. Делает он это с кровожадностью Сильвестра Сталлоне и прямолинейностью Стивена Сигала, чего раньше за героями Лайама, кстати, не водилось.
В фильме использован дьявольский сюжетный ход. Вообще-то его следовало запретить Женевской конвенцией как бесчеловечный по отношению к зрителю и второстепенным персонажам (они почти всегда умирают в полном составе после его применения), но пока режиссеры юзают его вовсю.
Итак, стоит главному герою зайти в какое-нибудь помещение, полное негодяев, как он тут же выхватывает пушку и начинает палить во всех без разбора. А чего там разбирать? Господь, как известно, сделает это на том свете. А пока материал еще не прибыл по назначению, он пытается отстреливаться в ответ. В этом упоительном занятии они – негодяи – и проводят несколько секунд оставшейся жизни. Герой стреляет из одного ствола, в него палят как минимум из пяти. Казалось бы, результат предрешен? Но не тут-то было. В дело вступает секретное сценарное оружие: враги все время промахиваются! Из любого положения и с любой дистанции. А наш герой попадает! Практически все время. Без перерывов на обед и санитарный час. Попадает - и все тут. Похоронки идут оптом по полсантима за штуку. Это и есть экшн, которого в последних фильмах Бессона так много.
И вот, слегка подраненный папашка, с рукой на перевязи, похожий одновременно на Щорса и мать Терезу, возвращает прямиком в руки своей "бывшей" дочурку, вызволенную из кровавого парижского ада. А это вам не лошадку на день рождения подарить, это посвыше будет. У тех, кто не успел оглохнуть от стрельбы, слезы текут ручьями.
Реалии, в которых в аэропорту "Де Голль" можно запросто похитить двух американских туристок, не заботясь о последствиях, плюя на возможный международный скандал, рассчитывая на то, что этого просто не заметят, – это я не знаю, из какой жизни. То ли Бессон решил напугать американцев ужасным положением дел с безопасностью в Европе, то ли спасает Париж от хамоватых американских туристов – неизвестно. Впрочем, если отвлечься от сюжета, плюнуть на драматургию, забыть о правдоподобности – перед нами отличные соревнования по стрельбе. Драматичные, напряженные, жаль только, результат предрешен. Впрочем, как всегда у Бессона.