Прошел ровно год со дня выборов депутатов всех уровней и мэров всех городов Украины. 26 марта 2006 года мы впервые в истории Украины голосовали не за конкретных людей, а за партии и их ярчайших представителей.


Политики назвали эту систему пропорциональной, а голосование– списочным. Из 45 партий и блоков, презентовавших себя для участия в конкурсе «Выборы-2006», необходимый трехпроцентный барьер (более 3 % голосов избирателей) преодолели лишь пять: Партия регионов, БЮТ, «Наша Украина», Социалистическая и Коммунистическая партии. В Харьковском регионе власть в горсовете и облсовете «взяли» по семь партий и блоков.

Муниципальную власть V созыва представила Партия регионов, которая получила 54 депутатских места (39,76 % голосов избирателей), Блок Юлии Тимошенко– 14 (около 11 %), Блок Владимира Шумилкина «За Харьков!» и Блок Натальи Витренко «Народная оппозиция»– по 8 мест, блок «Наша Украина»– 6 мест (4,37 %), партия «Вече» и Компартия– по 5 мест. Областной совет представили: Партия регионов, которая получила 83 депутатских места (38,85 % голосов избирателей), Блок Юлии Тимошенко– 20 (9,78 %), Блок Натальи Витренко «Народная оппозиция»– 9 (4,4 %), партия «Народный союз «Наша Украина»– 11 (5,45 %), партия «Вече»– 7 (3,46 %), Ком-мунистическая партия Украины– 10 (4,82 %), партия «Відродження» – 6(3,2 %).Оставшиеся депутатские мандаты по решению комиссии были распределены пропорционально процентам голосов: по одному мандату получили БЮТ, НСНУ, Блок Витренко «Народная оппозиция» и «Відродження». Кого-то порадовала такая расстановка сил, кто-то назвал результаты выборов неутешительными. Однако необходимо было время, чтобы дать оценку новому выбору и новой системе этих самых выборов. Оправдала ли себя партийная система выборов, и куда отныне бывший электорат может обращаться за помощью в решении жизненно важных проблем? На эти вопросы мы предложили ответить представителям партий и блоков местного уровня.

Оправдала ли себя партийная система выборов и куда теперь обращаться избирателям с жалобами? Сэтими вопросами мы обратились к представителям различных политических направлений.

 
Василий Салыгин, председатель Харьковского областного совета:
– Пропорциональная (или «партийная») система выборов себя оправдала. Вместных советах составили большинство представители тех партий, которые также прошли в Верховную Раду и сформировали правительство. Поэтому у депутатов совета любого уровня сейчас за спиной поддержка партии, всей вертикали представительской власти. С другой стороны, не думаю, что партийная дисциплина или «генеральная линия партии» могут помешать депутату местного совета принимать избирателей или голосовать так, как ему подсказывает совесть и гражданская позиция.
В условиях пропорциональной системы выборов ответственность депутата перед избирателями не снижается, а выходит на качественно новый уровень. Каждая партия заинтересована в сохранении и повышении собственного рейтинга. Поэтому если деятельность одного депутата вызывает недовольство, то это проблема всей партии, которая вынуждена его контролировать. Сдругой стороны, партия заинтересована в том, чтобы обеспечить поддержку деятельности своего депутата, так как его успешная и плодотворная деятельность будет на следующих выборах играть на руку той партии, которую он представляет. Таким образом, «партийная» система выборов только усилит роль местных советов в жизни регионов и страны в целом. Это значительный шаг на пути к европейскому регионализму.
И что касается того, куда теперь избирателям обращаться с жалобой, если раньше они ходили к депутатам. Во-первых, депутатские приемные, как и приемные дни, никто не отменял, они существуют и сейчас. Граждане могут обратиться со своими проблемами непосредственно к народным избранникам. Существуют также приемные в партийных организациях. В Харьковском областном совете проводятся приемы граждан председателем совета, всеми его заместителями и председателями постоянных комиссий. Кроме того, за каждым районом области закреплены депутаты облсовета, которые отвечают за ситуацию в районе. Наши двери открыты для всех жителей области, и мы будем делать все, чтобы решить проблемы каждого представителя громады.

 

Сергей Семочкин, депутат горсовета (фракция БЮТ):
– Принципиально оправдала. Обращаться жители города и области могут в наш офис, который находится в Харькове на Гоголя, 7. Сейчас мы начали программу, о которой на днях заявил народный депутат Украины, лидер областной организации нашей партии Александр Фельдман. В планах БЮТ – регистрация общественной мэрии. Уже в ближайшее время мы сможем сообщить, где она будет расположена. В каждом районе откроются приемные по типу исполкомов, где будут собираться все исходные данные по проблемам избирателей, после чего все эти вопросы будут выноситься и рассматриваться как на районных, так и на городских сессиях.

 



 

 

Виктор Субботин, первый секретарь председатель Харьковского областного комитета Социалистической партии Украины:
– Безусловно, система партийных выборов оправдала себя. На общегосударственном уровне она дала возможность фракциям Верховной Рады реализовывать партийную политику, в рамках которой депутаты могут влиять на законодательный процесс в Украине.
На местном уровне ситуация примерно та же. С той лишь разницей, что полит­реформа еще не завершена и местные советы пока не имеют полномочий, предусмотренных новыми конституционными изменениями. Необходимо как можно быстрее завершать этот процесс, чтобы в полном объеме передать полномочия по обеспечению жизнедеятельности региона местным советам. Сегодня мы не видим эффекта от депутатской деятельности, поскольку управленческие функции на местах возложены на местные администрации, сформированные президентом, а советы, по сути, находятся в стороне от влияния на жизнедеятельность конкретного района или города. На недавнем заседании политисполкома СПУ, в котором я принимал участие, лидер нашей партии и председатель парламента Александр Мороз выразил уверенность, что до конца этого года политреформа будет завершена. Александр Мороз убежден, что второй этап конституционных преобразований будет поддержан депутатским большинством.
Что касается взаимодействия «избиратель– депутат», то СПУ, подписав соглашение с КПУ и ПР на областном и районном уровне, намеревается в рамках коалиции организовать работу советов таким образом, чтобы граждане, проживающие в Харькове и области, могли в определенные дни прийти в приемные районных советов, исполкомов и на месте решить все свои проблемы.
Сегодня также во всех районах города и области открыты депутатские приемные Соцпартии, где население может получать и юридическую помощь, поскольку нуждается в правовой защите. Адреса этих депутатских приемных мы публикуем на официальном сайте областного отделения СПУ (http://www.spu.kh.ua/), а также в листовках, которые еженедельно раздаем жителям города и области. К сведению харьковчан, вот адреса трех районных приемных СПУ: Московский район – Салтовское шоссе, 43, к. 188 (т. 759-05-72), Орджоникидзевский район – ул. Соколова, 3, 2 этаж (т. 755-00-66), и Ленинский район – ул.К. Маркса, 32 (т.716-32-48). Кроме того, мы выставили в городе несколько агитационных палаток, где разъясняем горожанам нашу позицию по основным ключевым проблемам города и государства.

 

Игорь Выровец, депутат горсовета (фракция «Народный союз «Наша Украина»):
– Убежден, что на местном уровне партийная система выборов себя не оправдала. Может быть, потому, что у меня 16-летний мажоритарный опыт и я привык работать совершенно иначе. На мой взгляд, партийная система создала проблемы для гражданина. При мажоритарной системе люди обращались к конкретному депутату, который при принятии своих решений нес конкретную ответственность за свои обещания. При пропорциональной системе избиратель доверил власть анонимному кандидату. Ведь 90 процентов избирателей голосовали за список, в котором они, кроме первой пятерки кандидатов, никого не знали! Таким образом, сегодня между депутатом и избирателем появился некий посредник – партийная организация, которая якобы от имени народа избрала депутатов. Жесткое подчинение партийной дисциплине, по сути, отодвинуло на второй план собственное мнение депутата. Поэтому он, по существу, вынужден решать жесткую дилемму: следовать собственной совести или выполнять установки партруководства. Слава богу, в партии «Наша Украина», в которой я состою, такого жесткого принуждения нет, и я всегда говорю то, что думаю, и голосую так, как считаю нужным.
Если говорить о Верховной Раде, то система партийных выборов тоже показала свою негативную окраску, при которой достоинства кандидатов в депутаты определялись не их нравственными качествами, а финансовыми возможностями.

 

Марк Воронов, депутат горсовета (фракция Блока Владимира Шумилкина «За Харьков»):
– Мне кажется, что сегодня «единица депутата» значит меньше, чем раньше.
Когда был твой округ, была понятна зона ответственности. Если ты депутат горсовета, то зона ответственности–минимум – твой избирательный округ, а зона ответственности–максимум – целый город. Сегодня, как мне кажется, над депутатами довлеет некоторая партийная принадлежность, и личность депутата, а также его способ мышления сейчас оценивается меньше. Раньше депутат представлял только избирателей. А теперь должен учитывать мнение лидеров фракций. Кроме того, до введения пропорциональной системы выборов депутат был как политиком, так и хозяйственником. Ему удавалось решать многие вопросы, поскольку были средства для выполнения наказов избирателей. Сейчас по практическим вопросам надо обращаться в исполком городского совета, районных советов, а по политическим вопросам – в местные организации политических партий, которые прежде всего представлены в совете. Раньше депутат лицом к лицу сталкивался с проблемами жителей и пытался возможными силами их лоббировать. Сейчас это затруднено. Потому что материальных возможностей намного меньше. Их фактически нет. Весь бюджет – в распоряжении исполнительных органов.

 

 

 

Алексей Перепелица, секретарь Харьковского областного комитета Коммунистической партии Украины :
– Однозначно говорить, оправдала ли себя партийная система выборов или нет, через год некорректно, поскольку политреформа, которая предусматривает именно партийную ответственность перед избирателями, не завершена. Я бы назвал это болезнью роста. Внедрение системы местных органов власти сопровождается рядом серьезных проблем. Одна из них – неотрегулированный механизм публичной деятельности партий в сфере депутатской деятельности на местном уровне. Политпартии, которые провели в местные советы своих депутатов, имеют серьезный финансовый потенциал, а значит, имеют и возможность открыть и содержать множество офисов в городе. Поэтому доступ избирателей к депутатам этих партий упрощен. Для партий, которые не располагают такими финансовыми возможностями, все упирается в проблемы организации приема граждан в городе. И тут большую роль играет исполнительная власть, которая предоставляет такие помещения. К сожалению, сегодня эти возможности нашей исполнительной власти не достаточны.
Если говорить о депутатах-коммунистах, то они такой прием осуществляют на уровне городского и районных советов. О месте и времени приема депутатов от Компартии можно узнать в местных органах власти.

 

 
Член политсовета Народной партии Украины Анатолий Моисеевич Гиршфельд.
Пропорциональная система выборов себя не оправдала. Страна не была готова к голосованию по партийным спискам. Необходима смешанная система выборов. Возврат мажоритарной системы обеспечит выдвижение конкретного кандидата в депутаты. Кандидат может представлять любую партию, идеологию, но в тоже время он будет нести персональную ответственность за тот участок, где избирался. Что касается жалоб, то в нынешней ситуации избирателям остается лишь обращаться в региональные отделения партии, победившей на выборах.