Выражение недоверия губернатору Харьковской области может произойти 27 апреля. Казалось бы, непримиримость позиций конфликтующих сторон - налицо. Только вот личности участников конфликта и его ход заставляют усомниться в чистоте идеологических позиций конфликтующих. Вполне возможно, конфликтующие разыгрывают перед харьковчанами фарс, призванный прикрыть настоящую природу взаимоотношений между "оранжевым" губернатором и "бело-голубым" председателем облсовета.
Итак, 13 апреля в эфире Харьковского областного радио Василий Салыгин сообщил о том, что на сессии облсовета планируется заслушать отчет Арсена Авакова о выполнении программы социально-экономического развития области в 2006 г. Чем заканчиваются для губернатора подобные отчеты на сессии облсовета, харьковчане помнят. Схема действий облсовета обкатана без малого год назад, 3 июня: "Заслушали - признали работу неудовлетворительной - выразили недоверие".
Только на этот раз позади долгое судебное разбирательство, ставшее результатом того, что Арсен Борисович нашел процедурные нарушения при голосовании за отставку себя самого, что и послужило поводом для искового заявления. Точку в судебной эпопее поставил Верховный Суд, который 3 апреля отменил решение Апелляционного суда Харьковской области, признав нарушения во время сессии Харьковского облсовета, на которой было принято решение о недоверии А.Авакову, существенными. Арсен Борисович на следующий день заявил о том, что "нельзя губернатора снять просто так", и о том, что "недоверия не существует". Последнее заявление губернатора выглядит немного странным, если учесть тот факт, что нарушения были процедурными и решение Верховного Суда никак не перекрашивает политический цвет "бело-голубого" большинства в облсовете.
Кроме судебной эпопеи, позади постепенное ослабление губернаторской власти. Василий Салыгин за прошедший год сумел существенно потрясти губернаторское дерево, с которого упали главы районных администраций, самым знаковым из которых был один из главных адептов "оранжевой" идеи в области - Анатолий Кваша. Аппарат областной администрации также понес ощутимые потери. Прежде всего, это Василий Третецкий, бывший заместитель губернатора. Стоит также упомянуть Юрия Потыкуна, покинувшего ключевую должность начальника управления земельных ресурсов.
На первый взгляд все правильно: "бело-голубое" большинство местного политического истеблишмента в лице своего лидера Василия Салыгина выживает "оранжевого" губернатора. Но выдавливание Авакова из власти и его сопротивление этому сопровождало и сопровождает несколько странностей.
Странность первая. "Чужими руками". Стоит обратить внимание: отставку губернатора собирается инициировать не фракция Партии регионов, которая является не только полярной Авакову идеологически, но и самой крупной в облсовете. Отставку будет инициировать "Слобожанский выбор". Вспомним - именно представители этой фракции голодали в приемной губернатора и размахивали руками у памятника воинам УПА. "Слобожанский выбор" - фракция маргинальная, действия которой всегда лежат в русле генеральной линии Партии регионов, но отставку Авакова фракция Партии регионов может и не поддержать, а если и поддержит, то не вся. Т.е. Салыгин, инициируя отставку Авакова руками "Слобожанского выбора", оставляет себе поле для маневра. Вопрос - зачем?
Странность вторая. "Ничего личного". В своих высказываниях Аваков очень осторожен в переходе на личности, особенно если личность эта - Василий Салыгин. При этом мэр Харькова и секретарь харьковского горсовета являются основными мишенями для критики со стороны Авакова, что странно, ведь угроза для Авакова исходит не от городских властей, а из облсовета. Конечно, пара Добкин-Кернес является оппонентом более ярким и в некотором роде "беспомощным": реформа ЖКХ, а главное - повышение цен - дают благодатную почву для критики. Но деятельность Василия Салыгина тоже может дать почву для критических высказываний. Только вот чего-то более-менее внятного из уст губернатора в адрес Василия Салыгина харьковчане не слышали. Почему?
Странность третья. "Ожидание суда". Странность эта касается поведения Василия Салыгина. Пока вопрос о законности выражения губернатору недоверия гулял по судам, казалось бы, чего проще - создай комиссию по расследованию деятельности губернатора, собери кворум на сессии, устрой тайное голосование, но на этот раз такое, чтобы "комар носа не подточил", и спокойно жди решения президента Украины. Но почти год Салыгин ждал, чем закончатся судебные перипетии. Зачем? Чтобы дождаться очередного годового отчета губернатора? Но недоверие губернатору можно выразить в любой момент - было бы две трети голосов в облсовете.
Вообще, складывается ощущение, что перебранка между Аваковым и Салыгиным носит вынужденный характер. Обе стороны делают то, что должны делать, без огонька и энтузиазма. В кресле губернатора торчит гвоздь "Салыгин", в кресле Салыгина торчит гвоздь "Аваков". И глава облсовета, и губернатор ерзают, пытаясь найти более удобное положение, но мешающие жить гвозди никто из них вытаскивать не спешит. Объяснение странностям войны между Аваковым и Салыгиным может быть одно - между ними существуют договоренности. И основная среди этих договоренностей - "договор о ненападении". Какова была цена сохранения кресла для Авакова - неизвестно. Ясно одно - имеющая место "война" на самом деле является не более чем бряцаньем оружием на потеху публике. Если Аваков бряцает оружием бутафорским, т.к. не имеет ни большинства в местных законодательных органах, ни нормально функционирующей партийной структуры, ни поддержки населения, то Салыгин бряцает оружием вполне серьезным. Но почему это оружие не пускается в ход?
Ответ очевиден. Назначать губернатора - прерогатива президента. Вполне возможно, из недр президентской администрации родится кандидатура не столь удобная Салыгину, как Кривцов, которого некоторое время назад прочили на это место. Кандидатурой этой может стать очередной "любый друг". И дело вовсе не в том, что кандидатура "от президента" будет более идеологически непримиримой. Дело в том, что кандидатура эта будет либо не харьковской, либо харьковской, но не имеющей в области бизнес-интересов. Аваков рано или поздно сменит кресло губернатора на кресло коммерсанта, чьи интересы лежат в области. Тезис "Нам здесь жить" Аваков должен понимать как никто другой. Именно осознание того, что после окончания губернаторства придется вернуться к бизнесу, во многом определяет "вялую оппозиционность" Авакова. Так что Аваков для Салыгина оппонент очень удобный, возможно, даже управляемый. Поэтому Салыгин как человек здравомыслящий, очевидно, в своих дальнейших действиях будет руководствоваться принципом "от добра добра не ищут", и "странная война" будет продолжаться.