С введением новой системы штрафов за нарушения правил дорожного движения изменились правила рассмотрения подобных дел в суде. Любые постановления ГАИ водитель может оспорить в суде, и даже выиграть процесс. О правах водителя, судебных разбирательствах и ситуации на дорогах рассказал "STATUS QUO" судья Дзержинского районного суда Сергей Лазюк.

- Сергей Владимирович, в каких случаях вопросы нарушения правил дорожного движения решаются только через суд?

- До 16 ноября 2008 года все протоколы, которые были составлены работниками ГАИ в случаях нарушения правил дорожного движения, рассматривались судьями районных судов. Когда были приняты изменения к Кодексу "Про адміністративні правопорушення" часть нарушений, скажем так, не таких дерзких, рассматривается сейчас сотрудниками ГАИ. Все, что относится к грубым нарушениям, там, где предусмотрено лишение прав управления транспортным средством, либо административный арест, либо другие более серьезные виды наказания, рассматривается в суде. Те протоколы, которые составляют работники ГАИ и сами же их рассматривают, чаще всего касаются таких нарушений, как превышение скорости.

- Обжалывают ли водители в суде постановления, выписанные работниками ГАИ?

- Предусмотрена процедура обжалований постановлений работников ГАИ либо вышестоящему начальнику ГАИ, либо непосредственно в суд. На сегодняшний день у нас в судебном производстве порядка 300 таких жалоб в отношении постановлений работников ГАИ о привлечении к административной ответственности, то есть уже с наложением штрафов. Много это или мало... На мой взгляд, это мало. Население Дзержинского района - порядка 300 тысяч человек. Многие люди имеют автомобили, некоторые семьи по два автомобиля, и я думаю, что 300 жалоб – это маленькая часть того объема, который вообще может быть. Можно считать, что остальные водители, которых привлекли к админответственности, согласны с действиями работников ГАИ, поэтому ничего не обжалуют. Но мне кажется, что многие или не хотят возиться, или просто не знают о том, что есть возможность обжаловать и проверить законность. Это абсолютно не означает, что если человек обращается в суд, то суд обязательно примет решение о том, что водитель прав, а работник ГАИ не прав. Но ситуации бывают разные. Бывает, что и работники ГАИ не правы.

- В чью пользу чаще всего заканчиваются такие судебные дела?

- Значительная часть в пользу водителей. Было интервью с начальником управления областного ГАИ, где он говорил о том, что обжалуется лишь ничтожно малая доля их постановлений. Ничего страшного они в этом не видят. Причина этого в том, что люди не знают своих прав, они не знают, как их должны привлекать к админответственности, что им должны зачитывать права, давать возможность пользоваться услугами адвокатов. Нарушение этого порядка обязательно приведет к отмене постановлений, поскольку нельзя нарушать права на защиту того же правонарушителя, даже если он не прав. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, ДТП либо создание аварийной ситуации – это все осталось в ведении суда. Вызываются нарушители, представители, потерпевшие, проводится судебное заседание, выносится судебное решение. И новшество заключается еще в том, что раньше постановление суда было окончательным и не подлежало обжалованию, то сейчас новым законом предусмотрена процедура апелляционного обжалования постановления суда. Если принято решение,  с которым кто-то из участников процесса не согласен, он может его обжаловать. Решение апелляционного суда является окончательным.

- В течение какого времени можно обжаловать решение суда?

- В течение десяти дней. А постановление работника ГАИ в суде можно обжаловать в течение одного года, что предусмотрено Кодексом административного судопроизводства. Хотя административный Кодекс устанавливает 15-дневный срок, но следует понимать это как срок для обжалования вышестоящему начальнику, поскольку судебная процедура идет по другому Кодексу, и там установлен другой срок. Во всяком случае, еще никому не отказали ни в приеме административного иска, ни в его рассмотрении в связи с пропуском срока.

- Механизм, по которому должен действовать водитель при желании обжаловать постановление в суде…

- Механизм очень простой. Тут я еще скажу, почему очень многие водители не обжалывают. Очень часто приходят фотографии, на которых изображен автомобиль. В этих случаях есть исключение в административном Кодексе: работники ГАИ в случае применения техники, кино- и фотосъемки могут не составлять админпротокол, а сразу вынести постановление. И уже постановление и копия фотографии высылаются по домашнему адресу водителя. Вот он получил это постановление, в котором написано о необходимости оплаты штрафа. То есть нет процедуры принудительного взыскания этих денег. И дается срок для добровольного погашения, в случае, если человек добровольно не уплачивает, штраф удваивается. И больше работники ГАИ никаких действий не производят, и люди не чувствуют, что будет происходить дальше. А дальше будет происходить следующее… Статьями 34 и 35 закона о дорожном движении, куда также были внесены изменения, установлено, что контроль оплаты этих штрафов возлагается на работников ГАИ при прохождении техосмотров, при регистрации транспортных средств и т.д. Если человек получает постановление, с содержанием которого он не согласен, Конституция дает возможность равного доступа каждого гражданина к судебной защите. Если говорим об админответственности, то человек либо покупает себе Кодекс и читает правила, как это делается, либо обращается за помощью к адвокату. Составляется административный иск, прикладываются необходимые документы, оплачивается необходимый сбор, потом иск сдается в канцелярию суда. Дальше суд принимает этот иск, открывает производство, назначает судебное разбирательство и выносит решение. Орган, чьи действия обжалываются, обязан доказать правомерность своих действий в суде. То есть истец не обязан доказывать, что он прав.

- Если водитель выигрывает спор, ему возмещают растраты? Кто и в каком размере?

- Если водитель выигрывает спор, значит, все те издержки, которые он понес, ему возмещает не инспектор ГАИ, а государственный бюджет. Как правило, речь идет о небольших суммах даже по сравнению с суммами штрафов. Законодатель не устанавливает большие пошлины при обращении в суд, как это имеет место в других государствах, поскольку, я так понимаю, руководствуется принципом доступности населения для судебной защиты.

- С введением новых штрафов насколько увеличилось количество судебных дел, связанных с нарушением ПДД?

- С 17 ноября - удивительная ситуация. До конца 2008 года не поступило ни одного иска. А после Нового года их поступило очень много, порядка трехсот. Принят новый закон, сразу он не дошел до населения, никто не знал, что и как. Любое новшество вызывает массу вопросов о порядке применения этого закона. Есть определенный спор по этим новшествам. Я имею в виду Кодекс про административные нарушения. Там есть статья 14, пункт 1, суть ее сводится к тому, что, если зафиксировано на фотографии транспортное средство, которое якобы превышает скорость, ответственность несет владелец транспортного средства. Если собственник передал кому-то автомобиль, то он должен сообщить органам ГАИ об этом. И возникают в практике такие ситуации, когда управляет транспортным средством не собственник, и ГАИ не уведомлено об этом, некоторые работники ГАИ считают, раз ты не уведомил, то ты и отвечай за этот штраф. На мой взгляд, это категорически неправильно. Потому что можно говорить только об ответственности за то, что владелец авто не сообщил, а не ответственности за то, что было допущено нарушение. Если человек живет в Харькове, по доверенности кому-то отдал автомобиль в Крыму полгода назад, и кто-то в Крыму нарушил ПДД, превысил скорость, то постановление приходит собственнику-харьковчанину.