Градоначальники. Именно эти люди принимают решения о переустройстве городов и районов, об использовании народного или государственного имущества и расходовании налоговых поступлений…
Кто-то правит без какого-либо существенного влияния на жизнь города, кто-то и вовсе оказывался замешанными в довольно-таки непривлекательную историю с финансовыми махинациями. А порой появляется действительно яркая, неоднозначная личность, оставившая свой заметный след в истории города. Выиграет ли город от действий мэра – обычно показывает время.
Накануне Дня города мы решили пообщаться с тремя харьковскими градоначальниками – Михаилом Пилипчуком, Владимиром Шумилкиным и Михаилом Добкиным, задав всем похожие вопросы. Однако поскольку действующий мэр в предпраздничные дни был занят подготовкой ко Дню города, интервью с Михаилом Добкиным мы предложим вам в одном из ближайших номеров «НД». А пока – разговор «без галстуков» с экс-мэрами.
– Михаил Дмитриевич, вы руководили городом в 1996-2002 годах. И, наверное, не зря в 1999 году по результатам Всеукраинского конкурса признаны лучшим мэром Украины. Какие задачи на то время были для Харькова первостепенными?
– Если говорить о задачах конца 90-х годов уже прошлого века, то они мало чем отличались от нынешних. Но условия их реализации не схожи по возможностям городского бюджета. В те годы он не превышал 300 миллионов гривень, а сейчас – больше двух миллиардов гривень. Одна только первая в Украине «Программа развития жилищно-коммунального хозяйства», утвержденная сессией городского совета, требовала около 1,5 млрд грн. капиталовложений. О государственном финансировании тогда не могло быть и речи. К тому же добавились чрезвычайно серьезные проблемы, вызванные аварией на Диканевской насосной станции, необходимость укрепления материально-технической базы водопроводно-канализационного хозяйства.
Требовали существенной поддержки промышленные предприятия, где тысячи человек остались без работы. Необходимо было сберечь всю социальную сферу – здравоохранение, образование, защитить ветеранов и особенно детей-сирот. Тогда в больницах и родильных домах находилось более ста детей, оставленных матерями. Единственный Дом ребенка в Дзержинском районе и детский дом на ул. Слинько по санитарным нормам не могли вместить всех брошенных детишек.
Хочу сказать, эти проблемы находили положительное решение. Мы добились того, что в 1999 году был принят Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории Харькова». Это позволило целому ряду предприятий города получить в общей сложности до 50 млн долларов иностранных инвестиций и создать до 60 тысяч рабочих мест. Мы приняли в коммунальную собственность от предприятий более 5 млн кв. м жилья и объекты социальной сферы, в первую очередь от заводов: авиационного, имени Малышева, «Серп и молот», ХТЗ и др., взяв на себя их содержание.
Горжусь, что в то нелегкое время мы смогли построить Дом ребенка на 100 мест на ул. Корчагинцев и новый корпус с бассейном, спортивным залом, различными медицинскими кабинетами и комнатами для занятий в детском доме смешанного типа. Теперь его воспитанников не отправляют в семь лет по школам-интернатам области. Ребята живут и воспитываются здесь практически до совершеннолетия с перспективой учебы в вузах города. Сегодня наш детский дом «Родина» – лучший в Украине. И это все было сделано при непосредственном участии руководителей области – Александра Масельского, а после него – Олега Демина.
– Возникали проблемы во взаимодействии с властными структурами?
– Как я уже сказал, мы работали в полном согласии с руководителями области при постоянной поддержке и внимании Администрации президента и лично Леонида Кучмы. Это подтверждает и строительство метро, и ввод в эксплуатацию пяти станций Алексеевской линии, и подготовка целого ряда объектов к 350-летию Харькова. Многие мэры городов и губернаторы по-доброму завидовали нашей сплоченности и дружной работе. Именно в то время были установлены тесные связи с Московской областью и городами Москвой, Белгородом, Нижним Новгородом, Каунасом, Познанью, Варной, началось сотрудничество приграничных областей.
– Для меня высшей оценкой работы городской власти всегда было отношение харьковчан лично ко мне и моей команде. Оценивать работу власти имеют право только жители города.
– Вечно больная тема всех времен – дороги и жилкомхоз. Как удавалось справляться, какие средства выделялись?
– В моей команде работали настоящие профессионалы: С. Савенко, В. Кийко, В. Москаленко, П. Остапенко, Е. Назаров, Е. Зайцев, С. Горбунова, Н. Кушнир, В. Петросов, И. Коринько, Б. Клейн, С. Головенчиц, В. Ганжа, Д. Власенко, В. Пухачев, Т. Пирадзе и другие. Каждую копейку бюджета мы вкладывали в содержание объектов городской инфраструктуры и опирались при этом на материальную базу наших промышленных и коммунальных предприятий. Увеличивались объемы выполняемых работ, осваивались новые технологии, улучшалось качество.
Постоянные объезды районов, приемка объектов давали возможность уже к 1 Мая благоустроить Харьков, хотя финансирование было минимальным. В то время бюджет города формировался из областного и на все эти работы выделялось не более 5-10 млн грн., остальные 20-30 млн грн. нужно было заработать, привлечь из других источников. И здесь, безусловно, большое значение имела работа с промышленными предприятиями и организациями торговли, среднего и малого бизнеса, а также таких профессионалов своего дела в горсовете как Т. Таукешева, Л. Погуляева, М. Фатеев.
– Я думаю, многие помнят депутатов I и II созывов, сколько было проблем у председателя горсовета Евгения Кушнарева и его заместителей по взаимодействию и эффективной работе. Скажу прямо: в 1996-2002 годах городской совет работал с максимальной направленностью на решение проблем города. Это при том, что различных фракций было не меньше, чем сейчас. Позиции коммунистов, «независимых» и других были жесткими и бескомпромиссными. Но мы полностью контролировали, чтобы население было обеспечено электроэнергией, газом, теплом и водой, приумножали коммунальную собственность, берегли и благоустраивали каждый квадратный метр городской земли. Достаточно вспомнить реконструкцию Университетской горки, площадей Розы Люксембург и Привокзальной, спуска Халтурина с каскадом зеркальных струй, воздвижение памятников Ярославу Мудрому, Богдану Хмельницкому, Михаилу Ломоносову, футбольному мячу, благоустройство зоопарка. А сколько нужно было приложить усилий, чтобы возродить из пепла, практически построить новый русский драматический театр имени А.С. Пушкина! И как важно было для города проведение международных конкурсов и фестивалей, которые стали традиционными…
– Я глубоко убежден, что депутаты должны избираться в городской совет по мажоритарной системе. Став депутатом от округа, народный избранник несет персональную ответственность за состояние инфраструктуры территории и условия жизни людей. Подтверждение этому – активная позиция депутатов 1998-2002 годов. Все выделяемые средства до копейки вкладывались в ремонт дорог, школ, детских садов, крыш жилых домов.
– Для меня самое дорогое – возвращение традиции, которая была в нашем городе до 1914 года – присвоение звания «Почетный гражданин города Харькова». Я никогда не забуду День города в 1999 году. Тогда впервые чествовали новых почетных граждан города. В едином порыве поднялся весь зал ХАТОБа и стоя приветствовал наших великих земляков, чьи имена стали легендой: Героя Украины и Социалистического Труда, академика Любовь Малую, конструктора космических систем управления, дважды Героя Социалистического Труда Владимира Сергеева, Героя Социалистического Труда, возглавлявшего ХТЗ на протяжении 29 лет Валентина Библика, известных государственных и общественных деятелей Константина Трусова и руководителя Харьковской области в 1963-1982 годах Андрея Бездетко, Героя Советского Союза, освобождавшего Украину от фашистов Николая Андрейко, министра путей сообщения СССР 1983-1991 годов Николая Конарева, народную артистку СССР Людмилу Гурченко, двукратного олимпийского чемпиона и чемпиона мира, «человека-катапульту» Юрия Пояркова, митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима… Это в моей памяти навсегда.
– Владимир Андреевич, вам посчастливилось в качестве мэра поздравить харьковчан с 350-летием города. Чем вам запомнилось это событие?
– Для меня этот праздник стал первым испытанием в должности городского головы, и я очень волновался. Вообще, по большому счету, я почувствовал себя настоящим мэром, хотя проработал на этой должности два года, именно после празднования 350-летия города. Мы хотели, чтобы к празднику готовился не только горисполком, но и остальные структуры, причем не только харьковчане. И у нас это получилось!
Нам было крайне важно, чтобы харьковчане сами для себя сделали праздник, прикладывая к этому собственный труд, настроение и желание. Праздник объединил нас, мы стали лучше чувствовать плечо друг друга. Нашлось немало и местных, харьковских спонсоров. Многие фирмы за счет собственных внутренних ресурсов приводили здания и территорию в порядок, да и подрядчики старались уложиться в сроки и обеспечить высокое качество выполнения работ. Некоторые предприятия проявили просто-таки незаурядные способности в подготовке ко Дню города. Например, буквально за 9-10 месяцев возвели новый спорткомплекс «Локомотив». За те же 9 месяцев был сдан магазин «Метро». Список таких объектов можно продолжать. При этом довольно серьезные средства мы собрали в фонд «Харьков-350». Эти деньги были инвестированы в строительство храма на ХТЗ и многие другие объекты. Мы закончили реконструкцию проспекта Ленина, сдали в эксплуатацию две станции Алексеевской линии метрополитена.
Уже тогда мы говорили о реконструкции аэропорта, о продолжении строительства метро, а с министром транспорта Георгием Кирпой обсуждали проект скоростного трамвая. И Кабинет Министров, и Верховная Рада нам помогали получать субвенции на развитие города. Подготовка к празднику позволила выйти на серьезные контакты в Киеве. А без них дать столь мощный импульс развитию города невозможно. Это было очень трудно, но полезно для меня, поскольку позволило в короткое время мобилизоваться и мне как городскому голове, и всем структурам исполкома городского совета, почувствовать себя в том качестве, в котором и должен быть исполком в Харькове. Городе, который, по сути, стоит на распутье. Или он получит новый импульс развития, или станет затухать.
– Работу по содержанию города нужно делать хорошо. А если город погрязнет в каких-то внутренних проблемах, к нему потеряют интерес. Поэтому важно включить нужды и возможности Харькова в общегосударственные и даже общемировые процессы таким образом, чтобы найти в них свою роль и работать над серьезными, масштабными проблемами. А не барахтаться на уровне мусора за бортом. Хотя, безусловно, и работу по содержанию города нужно делать хорошо.
– Легко ли было вам тогда взаимодействовать с другими ветвями власти – областной и государственной?
– Тогда нам удалось консолидировать все ветви власти. Несмотря на то что были тоже проблемы (помните, решали судьбу «Теплосетей»?), некоторые споры с областью, но мы понимали, что это технологические вещи и их нужно профессионально решать, находить какой-то компромисс. Вот мы его и нашли, причем по всем вопросам. Но при этом нашей главной задачей было показать значимость города на уровне страны. Мы убеждали, что вложенные инвестиции в наш город – не потерянные деньги. Потому что Харьков – это часть Украины.
Будучи вице-премьером, нам помог тогда Николай Азаров. Более того, он был председателем оргкомитета по подготовке к празднованию Дня города, решал финансовые вопросы. Оказал поддержку и президент, подписавший указ о праздновании Дня города, и Кабмин, и Администрация президента…
То есть мы сумели сделать все, чтобы даже те люди, которые не имеют отношения к городу, от всей души помогли первой столице отметить праздник. Тогда многие города Украины – Киев, Донецк, Алчевск и другие – преподносили Харькову подарки.
Мы старались, чтобы праздник первой столицы и харьковчан стал праздником страны. И чтобы всякое движение, которое сделали в стране в пользу города, воспринимали не как подачку и одолжение, а как заслуженные шаги, которые дадут колоссальный эффект.
– Вы были в шаге от победы на выборах мэра. Став городским головой, как бы вы решили проблемы, которые нынешнему мэру не под силу? Смогли бы прекратить политические распри?
– Как тогда, так и сейчас я бы решал главную задачу – объединение политической элиты и всех жителей Харькова во имя процветания города. Людей можно рассорить по разным причинам – по партийной принадлежности, имущественному положению, по тому, кто на какие объекты и как претендует. Это классическая схема власти, однако она, на мой взгляд, непродуктивна. Я проработал в местных органах власти 16 лет, и многие люди, наверное, помнят и знают, что мне всегда удавалось найти компромисс даже в условиях непростой политической конкуренции. Ситуация на предыдущих выборах мэра была крайне сложная: я принадлежал к «Нашей Украине», а подавляющее большинство поддержки было у Партии регионов. Но все это конкретные люди, со многими из них я был лично знаком десятки лет. К тому же выборы не могут длиться бесконечно. Я был против пропорциональной системы выборов на местном уровне. На мой взгляд, этот дестабилизирующий фактор пропорциональной системы и недостаточность опыта и политической культуры нынешней элиты привели к тому, что выборы продолжаются и сейчас. Этакая война на поражение! Поэтому значительная часть усилий власти уходит на взаимную борьбу, а не на то, чтобы, объединившись, достойно ответить на вызовы времени. Вот в чем, собственно, проблема. А когда две силы воюют, их энергия распыляется, и в сухом остатке для города вырисовываются лишь воспоминания. Уходит время, которое можно было потратить на реализацию нужных, масштабных и серьезных проектов для города.
В конце концов, Харьков всегда остается судьей, и мы могли бы эти вопросы выносить на публичное обсуждение. Это нормально.
– Я не хочу давать оценку, пусть это делают харьковчане. Есть, правда, несколько моментов, которые у меня вызывают недоумение. Во-первых, почему власть отказалась от части обещаний предвыборной кампании? Людей просто-напросто обманули. Думаю, это недопустимо и оскорбительно для избирателей. По-моему, Харькову борьба первых лиц города ничего хорошего не дает.
Я говорю не о конкретных вещах – сколько делают ямочного, капитального ремонта, сколько фасадов отремонтировали. Когда я был городским головой, мы за четыре года примерно в несколько раз увеличили бюджет. Начинали с сотен миллионов и вышли за миллиард с лишним гривень.
Атмосфера в городе должна быть позитивной и способствующей развитию. А это нынешней власти как раз и не удается. В городе продолжаются распри – до полного поражения оппонента. А что остается Харькову от этой войны, кроме репортажей? Тем не менее главной задачей власти является именно консолидация городской громады.
Хотя имеются и очень даже удачные шаги городской власти, что весьма приятно. Как пример – песочный городок, возведенный на площади Свободы ко Дню защиты детей. Такого должно быть много. Жители города должны понять миссию местной власти. Ведь горожане дали шанс – сделайте для города нечто, дайте ему рывок, импульс! Если человек по уровню интеллекта и осознанию своей роли готов этим шансом воспользоваться – очень хорошо. Значит, город принял правильное решение. Если нет, значит, наверное, где-то ошибся.