Масштабная акция пройдет по городам Украины и продлится почти год. Мероприятие приурочено сразу к нескольким датам - 300-летию Батуринской трагедии, 300-летию Полтавской битвы и 370-летию со дня рождения и 300-летию со дня смерти Мазепы.
Гламурный подход к личности Мазепы, по-видимому, должен освежить взгляд на украинского гетмана. Хотя споры вокруг личности идут не первый год и даже не первое столетие.
Акцию поддержали звезды шоу-бизнеса, а также видные деятели спорта и науки.
- В стране, где создается гражданское общество, совсем неудивительно, что общественные организации пытаются сотрудничать с историками, - рассказала председатель общественной организации "Не будь байдужим" Оксана Левкова на пресс-конференции в информагентстве SQ. - Мы это делаем потому, что ученые не всегда имеют возможность популяризировать свои исследования. Поэтому мы как движение, которое занимается популяризацией всего украинского, не можем быть в стороне от такой темы, как герои - творцы нации.
Чтобы окончательно стало ясно, как реконструируется новая историческая линия, на пресс-конференции презентовали книгу Ольги Ковалевской "Иван Мазепа в вопросах и ответах". После прочтения этой книги ни у кого не вызывает сомнения: Иван Мазепа - не только национальный герой, вдумчивый политик, полиглот и патриот, но и основоположник украинского барокко.
Так как издание в количестве 300 экземпляров будет передано в школы, в том числе и в учебные заведения Харькова, стоит прочитать эту книгу. Тем более что школьникам предлагается написать сочинения "Кто для меня Иван Мазепа", за что даже обещаны хорошие призы.
"Гламурный" подход плохо сочетается с аспектами военной биографии Мазепы, поэтому оставим в покое монументальный образ нашего героя. Обратимся к его личности.
О мазепинско-казацком барокко искусствоведы и историки слыхом не слыхивали. Украинское барокко было переименовано в мазепинское, видимо, в честь надвигающегося 370-летия со дня рождения гетмана. Хотя украинское барокко имеет такое же отношение к Мазепе, как сталинский ампир к отцу народов.
Мазепа строил храмы и церкви (вернее, выделял на это крупные суммы), но называть в его честь целое направление в искусстве - было бы слишком роскошным подарком. Потому что немало строили и реставрировали другие гетманы, и украинское барокко возникло отнюдь не во время гетманства Мазепы.
Но вот о чем летописцы мазепианы скромно умалчивают, так это о том, где брал средства прославленный гетман. В отличие от другого мецената, Константина Острожского, Иван Мазепа не был богатым наследником. До получения гетманской булавы крупных сумм у него особо не водились. Дружба с Петром принесла ему не только орден Андрея Первозванного, но и многие другие дивиденды. В том числе и многочисленные имения, причем не только в Малороссии, но и в Российской империи. Так, только в 1703 году Петр І подарил Крупицкую волость в Севском повете. Чтобы быть последовательными, следует говорить и о том, что церкви были построены отчасти и благодаря доброжелательному отношению Петра, и на средства с доходов имений, подаренных самодержцем. Упоминая о меценатстве Мазепы, нужно говорить о том, что тот же меценат и "глубоковерующий" патриот допустил осквернение православных церквей шведами-лютеранами.
В 1709 году во время осады шведами Полтавы союзники Мазепы разорили и осквернили Крестовоздвиженский монастырь. В нем располагалась обстреливавшая город шведская артиллерия, а по некоторым источникам, и сама штаб-квартира Карла XII. А в Крестовоздвиженском соборе несостоявшиеся "освободители" устроили королевские конюшни. Патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна Петр І сообщает: "Мазепа: вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новгородка Шведы в одной церкви лашадей поставили)". (Тарле "История Северной войны.)
К сожалению, современные летописцы мазепианы, в отличие от историков прошлого, последовательностью не страдают. Украинские историки ХХ века, явно симпатизируя Мазепе (например, Илько Борщак, Орест Субтельний), в своем анализе событий тех времен хоть как-то стараются обелить неблаговидные поступки гетмана), мазепинцы же ХХІ века вовсе обходят вниманием некоторые моменты биографии гетмана. Так, Мазепа, как и полагается национальному герою, в интерпретации Ольги Ковалевской скромен, не так уж богат, благороден, всесторонне одарен и... высокоморален.
Увековеченная в литературе любовь к Мотре Кочубей тоже подверглась выхолащиванию. Все-таки книга в школах будет распространяться. Мотре, оказывается, было не 16 лет, когда в нее влюбился престарелый гетман. Предмету страсти гетмана стукнуло то ли 18, то ли 20. Но сколько бы годочков ни было девушке, гетман "був високоморальною та віруючою людиною, він знав про неможливість шлюбу між хрещеним батьком та донькою, тому не міг піти проти Бога і звичаїв, ... але все ж таки пішов", - туманно отвечает на вопрос "Чи були стосунки між Мазепою та Мотрею" любопытным в своей книге Ковалевская.
"Но, - скромно отмечает автор книги, - стосунки до кінця залишалися коректними".
То есть ножки крестнице гетман обнимал только в письмах, тайно переправлявшихся возлюбленной.
Если вопрос об отношениях с Мотрей Кочубей не столь существенен, то вот многие эпизоды из биографии Мазепы Ольга Ковалевская вообще решила не упоминать. "Огламуривание" образа Мазепы идет полным ходом, и негоже национальному герою выглядеть расчетливым интриганом и доносчиком.
Так и не нашлось в книге места для рассказа о заговоре против Мазепы Кочубея и Искры... Нет рассказов, как умело расправлялся гетман с людьми, мешающими ему подняться еще на одну ступень власти выше. Потому что доносил гетман в основном на своих покровителей и друзей. В числе пострадавших от Мазепы - не только россияне, как Василий Голицин, но и свои братья-украинцы. Его благодетель гетман Самойлович, на которого, чтобы получить гетманскую булаву, Мазепа написал донос, фастовский полковник Семен Палий. Последнего он пригласил в свою резиденцию, напоил допьяна и заковал в кандалы. Об этом поется в народной песне, в которой осуждается веромство Мазепы, а Палий выступает в роли народного героя ("козацький батько").
Мазепа не снискал народной любви, впрочем "він і не шукав її", признается Илько Борщак. Напротив, при нем крестьяне должны были отрабатывать два дня в неделю на помещиков. В своей "Истории Украины", Грушевский пишет: "Разумеется, эта новая барщина страшно возбуждала крестьянство, у которого еще были свежи в памяти времена беспомещичьи, когда оно хозяйничало на вольной земле. Горькая злоба поднималась в нем на старшину, которая так ловко и быстро сумела взять его в свое подчинение. Особенным гневом дышали люди на гетмана Мазепу, подозреваючи, что это он, как шляхтич и "поляк", как его называли, старался завести на Украине польские панские порядки. С большим подозрением относился народ ко всем начинаниям его и старшины" (стр. 366).
Но в современной мазепиане гетман предстает как рачительный хозяин, радеющий о своем "скромном" хозяйстве. "Власних маєтків, які б давали значний прибуток у гетьмана було вже не так багато, а в тих, що належали йому тимчасово, він зумів налагодити господарство таким чином, що воно забезпечувало не лише його власні потреби, а й державні", - пишет Ольга Ковалевская. "Панщина, - отмечает дальше историк, - була нетяжкою і необтяжливою".
Но, по-видимому, даже "незначительная" панщина была не по нраву народу. Потому что крестьяне толпами бежали не только на Запорожье или на Дон, но и на Правобережье, находившееся под властью ненавистной Польши. "Народолюбец" Мазепа в 1703 году издал специальный Универсал, согласно которому "перехожан" было велено предавать смертной казни - вешать. Смерть грозила и тем, кто скрывал беглецов и помогал им переправляться через Днепр.
Историк Илья Борщак в своей монографии "Людина й історичний діяч", восхищающийся Мазепой и возвеличивающий его поступки, прямо называет гетмана учеником Макиавелли. И оправдывает жестокость Мазепы, цитируя слова Ришелье: "Державний муж був би не мужем, а куркою, якби не був би немилосердний".
Но отлакированный Мазепа от современных историков - танцюрист, полиглот и "выдающийся" поэт и полководец - всерьез претендует на то, чтобы попасть в пантеон национальных героев.
Хотя за какие заслуги считать гетмана национальным героем? Если и боролся за независимость Украины, то ее не отстоял, привел на Слобожанщину шведов-лютеран, которые разграбили и сожгли наши же слобожанские города и села. В памяти народной слово "мазепа" стало ругательством, синонимом предателя. Так зачем понадобилось лепить нового национального героя из довольно сомнительного материала?
Ведь на самом деле он нужен не только нашим ура-патриотам. Он действительно удобная фигура для создания новой "шляхетской" истории, где народ предстает бессловесной, ничего не понимающей массой, "заляканой царем".
Разрабатывать новую линию в истории - очень заманчивая идея. Эта линия очень нужна современным мазепам - меценатам, патриотам, так рьяно радеющим за судьбу "неньки" Украины, но отнюдь не своего народа. К тому же подобно своему герою то и дело перебегающим на сторону нужных политических сил.
Если так пойдет и дальше, то наши мазепы тоже займут достойное место в истории. Как же, меценатами были, за интересы свои и родины радели. Глядишь, и тоже в национальные герои попадут, и в "шляхетской" истории останутся. А вот в памяти народной доброе имя вряд ли сохранят.
легкие металлоконструкции