"Это не просто фантастика - здесь есть вдохновение", - эту реплику профессор Тревор Андерсен, главный герой фильма Эрика Бревига "Путешествие к центру Земли 3D", произносит где-то на пятой минуте ленты. Зачем он это делает, совершенно непонятно, ведь ни вдохновения, ни фантастики в фильме Бревига нет вообще. А есть один голый аттракцион.
Ученый-сейсмолог Тревор Андерсен, более известный зрителю как актер Брендан Фрейзер, заведует лабораторией своего пропавшего 10 лет назад без вести брата. Живет он спокойной в меру безалаберной для ученого жизнью и, в общем-то, не тужит, но вот наступает явно "не тот день". Руководство университета решает закрыть лабораторию, а в довершение ко всему жена его погибшего брата подкидывает бедняге на целых 10 дней племянника - великовозрастного балбеса, живущего в мире компьютерных игр.
Вместе с ребятенком в руки профессора попадают и личные вещи его брата, среди которых значится упомянутая во всех релизах, а главное, в названии, книга Жюля Верна. Произнеся прилагающуюся в обязательном порядке к таким ситуациям порцию панегириков покойному, Тревор обнаруживает на полях книги какую-то цифирь. После короткой реминисценции "Кода да Винчи" парочка дядя унд племянник оказываются в Исландии, где, прихватив с собой красивую молодую альпинистку, очень скоро попадают в обещанный зрителю центр Земли, покатавшись перед этим на вагонетках в шахте и пролетев несколько километров в абсолютно свободном падении.
Надо сказать сразу: "Путешествие" - это не экранизация книги величайшего утописта. Что бы ни говорил пресс-релиз фильма и о чем бы ни писали в превью ушлые журналисты, к книге он не имеет ни малейшего отношения. Если, правда, не принимать во внимание присутствие книги в кадре и того факта, что герои фильма ее постоянно читают и цитируют. От книги тут остались разве что грибы недетских размеров. Сам по себе сюжет, если называть его таковым, вещь абсолютно самостоятельная. Правда, несколько абсурдная. Впрочем, в каруселях тоже не очень много разумного: в чем, спрашивается, смысл перемещения по кругу на одном месте? А народу нравится...
Фильм целиком поставлен по принципу аттракциона, для чего на роль режиссера и был приглашен дебютант, в миру специалист по спецэффектам Эрик Бревиг, и из-за чего ранее от постановки отказался предполагавшийся изначально опытный режиссер Пол Чарт. Он-то собирался экранизировать Жюля Верна, а не "чертово колесо".
Физика в фильме находится на грани "не делайте этого дома". От аттракциона в принципе и не требуется большего, но есть нюанс: если это не приносит дополнительной зрелищности, то для чего оболванивать детей, для коих и предназначен фильм? Чтобы окончательно отбить у них желание учиться?
Да и со зрелищностью есть некая проблема. Дело в том, что Бревиг обошелся со спецэффектами, которых от него и ждали, весьма скупо: с миру по нитке. Катание в шахте заимствовано из известного диснеевского аттракциона "Шахта дьявола", но, увы, не так динамично. Бегство от тираннозавра, почему-то живущего в пустыне, взято из "Парка Юрского периода". Но в остальном это пусть и не слишком динамичная и не очень впечатляющая, но все же яркая картина. Герои периодически куда-то проваливаются, падают, несутся. Монстрообразные твари откуда-то выскакивают, выпрыгивают, выбегают. И все прямо в лицо зрителю, с полным эффектом трехмерного присутствия.
О чем тут еще говорить? О кино? Так его у Бревига нет. Есть аттракцион, так что на аттракцион и идите. Только обязательно в хороший IMAХ-кинотеатр - вне правильного зала все это превращается в созерцание каруселей со стороны. Разве за этим мы идем в парк аттракционов?