«Мы будем правым крылом в оппозиции и приглашаем к нам тех, кто не желает идти в Социнтерн с Тимошенко и заходить в электрические будки», – очертил позицию партии ее лидер Михаил Бродский. На недавнем съезде политсовет партии принял решение о переименовании политического объединения. Сегодня «Яблоко» называется «Партией свободных демократов» и насчитывает около пяти тысяч единомышленников.
Потимков в день своего громкого заявления, решением бюро Харьковской областной организации «Батьківщина» был исключен из этой партии с формулировкой: «за нарушение устава партии, которое заключается в одновременном пребывании в двух политических силах». Какие причины побудили народного депутата принять столь кардинальное решение, что не устраивает Потимкова в сегодняшней деятельности БЮТ и «Батьківщины», какой политический пласт возьмет на себя старое новое «Яблоко»?.. Словом, к наделенному, кроме четвертой, еще и первой властью коллеге накопилась масса вопросов.
– Почему вы так резко сменили вектор политического движения?
– Так сложилось, что в своей жизни я фактически был членом единственной партии – «Яблоко». Не состоял в КПСС, не был членом СПУ – только представительствовал в парламентской фракции. Когда закончились президентские выборы и мы начали готовиться к новым, парламентским, партия «Яблоко», в руководство которой я входил, приняла решение влиться в ВО «Батьківщина», ставшее впоследствии частью БЮТ.
– Что случилось с «Яблоком»?
– Все последнее время эта партия находилась в периоде ликвидации. Идея реанимировать «Яблоко» возникла осенью прошлого года, а все организационные шаги были сделаны уже в этом году. Первый съезд воссозданной партии прошел в декабре прошлого года, и Юлия Владимировна была прекрасно осведомлена об этом. Поэтому я категорически не согласен с обвинениями, которые звучали в наш адрес, и с решением политсовета, исключившим меня из «Батьківщини». Предполагаю, что партийное бюро просто-напросто действовало по заказу Фельдмана. Однако здесь я исключаю личный конфликт.
– Если причина разногласий – не личный конфликт, значит политический?
– Помню, как народные депутаты от БЮТ настоятельно рекомендовали нам приходить на заседания Киевского горсовета с целью атаки столичного мэра – Черновецкого. Для меня, так же как и для Выдрина, неприемлемо, когда раздается клей и дается задание – залить ячейки для голосования, выдаются яйца… Это не метод работы оппозиции.
– Как, на ваш взгляд, должна работать оппозиция?
– Нельзя огульно критиковать. Если ты ставишь своей целью благосостояние народа, то власть для тебя должна быть не целью, а инструментом. И когда, к примеру, БЮТ заявляет в адрес Партии регионов: они сейчас начнут повышать зарплаты и пенсии, и это поднимет их рейтинг!.. Ребята, это не ИХ рейтинг, а – уровень жизни граждан! Или, вот еще один наглядный пример «работы» БЮТ, – блокада заседаний парламента. Если вы, господа, игнорируете работу Верховной Рады, не надо приходить в комитеты. Именно там проталкиваются законы, выгодные силам большинства, в том числе, надо отметить, и голосами БЮТ. Я не могу согласиться с лицемерием, когда в Киеве мы устраиваем войну за тарифы, а в это время не без помощи депутатов от нашего блока тарифы поднимаются в Харькове и других городах. Если мы – оппозиция и говорим, что тарифы необоснованны, мы должны предложить свое видение реформы ЖКХ или хотя бы просто критиковать, однако делать это на всей территории нашего любимого государства. Мы же выбираем точку и устраиваем локальную войну под телекамерами. Если это – «Батьківщина», я не хочу быть в такой «Батьківщине». Поймите, мы не против того, чтобы штурмовать трибуну. Свистеть, гудеть – тоже не лучший способ проявить себя. Но захват щитовой – это уже предел!
– Заявив о том, что вы не поддерживаете идею досрочных выборов парламента, вы поставили себя в оппозицию к самой БЮТ. Поскольку БЮТовцы сегодня активно призывают граждан исполнять указ президента от 2 апреля. Как вы предполагаете остаться в Блоке Тимошенко, если расходитесь в позициях по основным вопросам?
– Как и полгода назад, я считаю, что парламент обречен и выборы будут. Однако как их проводить? У президента было в тысячу раз больше причин сделать это летом прошлого года. Сегодня он расхлебывает ту кашу, которую заварил. И мы, «яблочники», называемся отныне «Свободная демократия» не только потому, что подобное политобразование есть в Германии, Венгрии… Я считаю, надо свободно мыслить, а не принимать априори то, что говорит руководство БЮТ. Есть у Юлии Владимировны идея фикс – переформатировать парламент любой ценой с помощью досрочных выборов, все не должны сразу брать под козырек! Ведь общество успокоилось после раздирающих страну выборов, и у нас появилась целая армия людей, которые научились жить параллельно власти, какая бы она ни была. Что происходит сейчас? Президент вместе с элитой транслируют и вбрасывают в общество раскол, а это – очень опасно. Когда глава государства говорит: улица решит, это страшный тезис! Улица решит так, что мало не покажется ни Ющенко, ни Тимошенко, ни Януковичу! Вот и у Юлии Владимировны антироссийские нотки появились, которые я не могу принять. Я не приемлю мнения, что русские в Украине или русскоязычные, – это пятая колонна! Это люди, которые здесь живут, они будут говорить по-русски, и будут гордиться этим языком.
– То, о чем вы говорите, очень близко идеологии Партии регионов?!
– Нет, Партия регионов просто пользуется этой идеологией. Кстати, эту тему очень глубоко понимал Евгений Кушнарев. Драматично, что он ушел из жизни накануне этих событий. Потому что его голоса сейчас очень не хватает. Если Янукович продолжает себя вести как лидер Востока, а Ющенко, к сожалению, так и не смог стать президентом всея Украины, то таким общенациональным лидером раньше мне виделась Тимошенко. Сейчас, к сожалению, она тоже уходит туда – на Запад.
– Вы считаете, что у БЮТа плохо с демократией?
– В БЮТе нет даже внутрипартийного диалога. Были вещи, которые выносились на рассмотрение партии как готовое блюдо, неясно было, кто их обсуждает. Для меня, как и для многих, остался непонятен приход в партию Иосифа Винского. Кроме того, мой однопартиец Тимохин как-то рассказывал, что у него брали интервью и задали вопрос, который поставил его в тупик. Вопрос звучал так: «Чем отличается «Батьківщина» от «Нашей Украины»?» Если политики такого уровня не понимают разницы между этими партиями, может, ее вообще нет?
– Какойполитический пласт возьмет на себя партия «Яблоко», куда поведет?
– Сегодня, конечно, сложно самостоятельно раскрутиться, поскольку в политике, как и в эстраде, очень мало новых голосов. Мы намереваемся создать пресловутую партию среднего класса, самого активного. Вот есть, допустим, триста человек, которые идут на рынки по разным причинам, и в Харькове их никто не защищает. К кому им обращаться – в БЮТ, где Фельдман, к коммунистам, к регионалам? Есть голоса, которые никем не представлены. Говорят, мол, вы будете забирать у Юлии Тимошенко голоса. А я отвечу: «Нет, ни у нее, ни у Януковича…» Мы хотели бы быть нормальной партией.
– Если выборы состоятся, у нас в стране будет работать два парламента?
– Вариант 27 мая можно сразу отбросить. Этих выборов не будет. Ведь закона о досрочных выборах нет, значит, мы попадаем в алгоритм обычных выборов. А в этом случае мы не успеваем по срокам. Поэтому даже если выборы пройдут, они не будут законными, а значит, демократичными. Или элита договаривается, что выборы переносятся на осень, или… ничего не будет. Я бы предложил изменение в закон о выборах, чтобы ввести мажоритарку, а дальше – сложную операцию по возвращению полномочий президента.
– Вы предлагаете вернуть все на круги своя?
– Нет, была развилка, по ней мы пошли в определенном направлении, нужно просто вернуться к волшебному камню: еще раз прочитать варианты и выбрать не тот, который мы выбрали, потому что этот – непрогнозируемый.
– Воссоздав партию сегодня, не подумываете ли вы над тем, чтобы в городе или где-то еще претендовать на какой-либо серьезный пост? Все помнят, как вы в 2002 г. баллотировались на пост мэра Харькова, составив существенную конкуренцию Шумилкину.
– Я бы претендовал лишь на власть коменданта города. Смешно, но уже второй раз закрывают мою авторскую программу «Комендантский час» на телеканале А/ТВК.
Причем в нарушение договора и не предупредив меня (как положено) за 10 дней. Вопрос – чем же так опасен Потимков? Выпустите его, разденьте, пусть покажет свою глупость, выскажет свои идиотские идеи, пусть народ увидит! Нет. Сначала кислород перекрыли на 7 канале. После – в первый день нашего выхода на А/ТВК на канале вдруг «полетел» компьютер, потом заработал, но наше эфирное время было упущено. Потом – пришло письмо: с нами разрывают договор, есть письма трудящихся, которые говорят, что не та программа. Я говорю – ребята, да вы же ее не видели!
– Сколько сейчас человек в «Яблоке»?
– Мы только восстановились. Нас очень мало. Если легионы состоят из манипул, то имя нам не легион, имя нам – манипула!