Началась неделя "поддержки Луценко" с того, что исполком Харьковского горсовета обратился в суд с иском о запрещении проведения митинга. Дзержинский районный суд Харькова запретил проведение 16 марта в Харькове, на площади Свободы, митинга общественного движения "Народная самооборона". По данным пресс-службы "народных самооборонцев", одним из оснований такого решения суда является проблема уборки мусора на площади после митинга. Суд запретил подготовку к митингу, а также размещение рекламных и агитационных сообщений о его проведении. Может быть, исполком располагал информацией о том, что Луценко, кроме наглядной агитации, везет с собой тонну жареных семечек, чтобы буквально заплевать устами своих адептов святое для харьковчан место? А может быть, городские власти побоялись, что их поклонники забросают заезжего оратора помидорами, после чего площадь Свободы окажется залитой перемешанным с грязью кетчупом?
Как бы там ни было, почему, по мнению городских властей, именно акция "НС" должна была как-то особенно замусорить площадь, осталось загадкой, а потому решение суда выглядело явно надуманным. Поклонники Луценко, конечно, всполошились, пообещав устами своего координатора Исаева, что акция торжества демократии состоится. Причем способ был выбран беспроигрышный - замаскировать акцию Луценко под встречу народных депутатов с избирателями. Встречи такие проходят в нашей стране слишком редко, а потому помешать народным избранникам встретиться с народом было бы святотатством. А Луценко, по словам Исаева, "прибудет с депутатами", и не факт, что прибудет вообще.
Ночью 16 марта народные депутаты-"нашеукраинцы" Николай Катеринчук и Давид Жвания получили решение согласительной комиссии исполкома горсовета о проведении встречи с избирателями на пл.Розы Люксембург. Координаторы акции с заметным облегчением сообщили о том, что Луценко примет участие во встрече. Стоит отметить самоотверженность таинственной комиссии горисполкома, работающей по ночам, и эффективность привлечения народных депутатов для решения спорных вопросов.
Все вроде решилось почти полюбовно, если бы не то, что происходило между 12-м марта - условным началом противодействия Луценко - и решением согласительной комиссии о проведении митинга "Народной самообороны" на пл.Розы Люксембург, принятым в ночь на 16-е. А между этими двумя датами Геннадий Адольфович Кернес со всей отведенной ему природой энергией самоотверженно занимался раскручиванием "Народной самообороны". Его личное появление на пл.Свободы, где должна была происходить выгрузка аппаратуры, наделало немало шума. Впрочем, везде, где появляется Геннадий Адольфович, шума не избежать. Катеринчуку то ли не объяснили, кто такой Кернес, то ли объяснили все правильно, но он не поверил в то, что такие секретари горсоветов бывают. Для начала Кернес публично озвучил то, о чем симпатизирующие Луценко мечтают, назвав запланированную Луценко акцию "вторым Майданом". Непонятную ситуацию с тем, чьи же все-таки грузовики с аппаратурой - Луценко или Катеринчука, - Геннадий Адольфович прокомментировал с присущим ему тяжеловатым остроумием: "Может вам Луценко в карты проиграл, я ж не знаю", - заявил он Катеринчуку. Обращаясь к Катеринчуку, Кернес заявил: "Пусть предоставят нам соответствующие документы и доказывают все законы и нормы Конституции". Требование доказать законы и нормы Конституции заставило бы растеряться даже президента, а уж простого депутата Катеринчука, похоже, и вовсе вогнало в ступор. Катеринчук заговорил, как это было ни смешно, о своих "конституционных полномочиях", которые ему "физически мешают реализовать", и разродился под конец грустным каламбуром: "На пл.Свободы сегодня, к сожалению, свобода закончилась".
Важно, что именно Геннадий Адольфович стал глашатаем конфликта "городские власти - Луценко". Озвучь позицию Партии регионов против проведения митинга "НС" кто-нибудь другой, например, "тяжеловес" Салыгин или "острослов" Святаш, т.е. персоналии не такие одиозные, как Кернес, и эффект был бы несколько другим.
Кроме судебных игр и поведения Кернеса, еще один фактор сыграл на руку лидеру "НС". Служба безопасности Украины, проведя расследование по обращению Харьковского облсовета с просьбой предоставить правовую оценку призывам Юрия Луценко о походе на Киев, пришла к выводу, что в действиях лидеров гражданского движения "Народная самооборона" не содержатся признаки преступления или правонарушения. Облсовет, являясь "тяжелой артиллерией" Партии регионов в области, также невольно поспособствовал "НС". Все это в совокупности серьезно подогрело интерес харьковчан к Юрию Луценко и возглавляемой им "Народной самообороне". Ситуацию с переменой отношения негативно настроенных к Юрию Луценко харьковчан блестяще иллюстрирует пост на одном из
Теперь представим, что городские власти проигнорировали бы приезд Луценко полностью и митинг "Народной самообороны" прошел на пл.Свободы. Что бы изменилось? К количеству собравшихся на митинг присоединилось бы небольшое количество молодежи, бродящей в пятничный вечер по площади и парку Шевченко с бутылками пива в руках. Зато сократилось бы количество посетителей митинга, пришедших посмотреть на заезжего гостя вживую только потому, что его так боятся городские власти, и проявивших интерес к митингу благодаря скандалам, разгоревшимся накануне. Кроме того, проведение митинга на пл.Розы Люксембург парализовало важнейшую транспортную артерию, которой являются площадь и прилегающие улицы. Площадь Свободы расположена более изолированно от основных транспортных развязок. Учитывая небольшое количество митингующих, ул.Сумскую можно было бы даже не перекрывать. Но это все "побочные эффекты". Главное - разреши городские власти проведение митинга на пл.Свободы, и у Луценко с соратниками не было бы повода обвинять их в недемократичности.
"Высшим пилотажем" местных регионалов было бы заявление, например, Василия Салыгина о том, что власти не только не против проведения в Харькове акции "Народной самообороны", но и не то чтобы поддерживают, но как бы уважают "терминатора" за гражданскую позицию. Если бы это было сказано неопределенно и косноязычно (а Василий Салыгин - мастер подобных высказываний), то лицо регионалов было бы сохранено и правила "игры в демократию" были бы соблюдены, а главное - такое отношение регионалов к Луценко породило бы массу слухов и по-настоящему ударило бы по Луценко. Начав чинить Луценко в Харькове препятствия и тем самым подогревая к нему интерес, местные регионалы либо повели нехарактерную для себя "тонкую игру" по внесению сумятицы в "оранжевый" лагерь (а Луценко "вспахивает" именно "оранжевое" электоральное поле и ПР, в принципе, не конкурент), либо отметились очередным скандалом вроде "мирного митинга" на ул.Клочковской. Подобная "тонкая игра", во-первых, больно бьет по союзникам из антикризисной коалиции - КПУ и СПУ, у которых Луценко отбирает часть электората, а во вторых, может породить очень серьезную проблему для самой Партии регионов. Эта проблема - "Тимошенко №2" в парламенте следующего созыва. Тимошенко №2 будет гневно сверкать очками, называть себя терминатором, стучать в барабаны Майдана и вытворять такое, что о гневных речах Юлии Владимировны депутаты от ПР будут вспоминать с ностальгией.
По-видимому, харьковские регионалы в последние месяцы доставляют массу неприятностей своим партийным руководителям. Региональные лбы всеукраинского масштаба наверняка досадливо морщились, когда их хозяева узнавали о выходках харьковских коллег. Коррупционные скандалы, мирные митинги, реформа ЖКХ, а теперь еще и ненужная возня (извините за вульгаризм, но иначе происходящее на прошлой неделе не назовешь) вокруг Луценко. Что еще должно произойти, чтобы главные регионалы страны поняли: Харьковская область - источник проблем? Проблемы эти создают слишком деятельный секретарь горсовета, сомнительные реформы коммунального хозяйства и безграмотные советники, определяющие политическую линию местных регионалов. Источники проблем нейтрализуются без труда, но сколько еще времени пройдет до тех пор, пока Харьков перестанет будоражить всю Украину своими выходками, увы, неизвестно.