При этом бирка на "отвоеванной" вещи, как правило, умалчивает о выпустившем ее производителе. Что ж, между строк такой этикетки опытный гражданин сумеет прочесть "made in China" или, еще проще, "харьковское подпольное производство"… А были времена, когда полки советских магазинов ломились под выпущенной отечественными производителями одеждой. Тогда в общем объеме производства швейная отрасль занимала 13%, но сейчас в Украине - менее 1%. Где же товары нашего украинского производителя? Ответ прост: большая часть Европы одета в произведенную в Украине одежду с итальянскими и французскими марками, тогда как законодателями моды для украинцев по-прежнему остаются азиатские кутюрье…
Ситуация в отрасли.Если верить официальной статистике, харьковскими предприятиями за январь - сентябрь 2007 г. было произведено 18,2 тыс. единиц мужских пальто, накидок, плащей и курток. Дамским пальто и полупальто харьковские производители уделяли, вполне естественно, гораздо больше внимания: их было произведено 248,7 тыс. изделий. Не оставлены были "без присмотра" и потребности в костюмах взрослых и подрастающих харьковчанок. Их было выпущено 22,4 тыс. изделий, а платьев и сарафанов - 12,9 тыс. Передовиками швейного производства управление промышленности, транспорта и связи Харьковской облгосадминистрации считает ОАО "Швейная фабрика "Элита", ОАО "Швейная фабрика им.Тинякова", ОАО "Фабрика театрального реквизита", ООО "Мангуст".
55 крупных предприятий легкой промышленности Харькова и области (не считая предприятий малого бизнеса) за январь - август 2007 г. реализовали продукции на 180 млн.грн., в 2006 г. - на более чем 210 млн.грн., в 2005 г. - на более чем 180 млн.грн. Ремарку "не считая предприятия малого бизнеса" оставлять без внимания в данном случае не стоит. 90% из более чем 500 предприятий легкой промышленности области, являясь предприятиями малого бизнеса, занимаются швейным производством, и именно их продукцией заполнена немалая часть харьковских рынков. Остальная же доля захвачена "азиатскими драконами".
Экспорт-импорт. По данным Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков "Госвнешинформ", почти половина всей импортированной швейной продукции в прошлом году была завезена в Украину из Китая (около 47%), 12% - из Турции, 8% - из России, 7% - из Италии.
Однако, по словам председателя правления швейной фабрики им.Тинякова Оксаны Борисенко, постепенно происходит переориентация потребителя в сторону отечественного производителя из-за низкого качества товаров, завезенных из Китая. "Несмотря на их дешевизну, покупатель начинает понимать, что лучше купить одну качественную вещь и носить ее несколько сезонов, не боясь, что она утратит свой первоначальный вид, как это происходит уже через сезон с китайскими изделиями", - подчеркнула О.Борисенко.
Продукция наших производителей более всего приходится по вкусу немцам: практически половина экспорта направляется в Германию (43%). Около 9% изделий, изготовленных в Украине, поставляются во Францию, по 7% - в Великобританию и Италию, по 5% - в Бельгию и Польшу. Импортируется в нашу страну товаров швейного производства на сумму почти в 160 млн.долл., а объем экспорта в 2006 г. составил 553,5 млн.долл.
Что же не дает украинским производителям заполнить рынок собственной продукцией с гарантированным качеством? Дело в том, что большая его часть отдана контрабандистам и "цеховикам", а легальное производство облагается высокими налогами. В результате государство постоянно недополучает часть налогов, а легальным производителям приходится как-то "выкручиваться".
Схемы работы, которые используют предприятия швейной отрасли, как правило, следующие: производство на условиях давальческого сырья, полный экспорт, выпуск продукции для внутреннего рынка.
Наиболее выгодно производство и реализация всей продукции на внутреннем рынке либо ее экспортирование. Однако здесь украинский производитель сталкивается с большой проблемой. В Украине не отлажена система сбыта, поэтому приходится работать под заказ с иностранными компаниями, т.е. заключать давальческие контракты. При этом все "сливки" достаются компании-заказчику, поскольку она фиксирует свое имя на этикетке одежды. А украинская компания только предоставляет услуги пошива. Ранее западноевропейские заказчики сотрудничали таким образом с предприятиями Болгарии и Румынии. Из-за повышения стоимости услуг в этих странах сейчас спрос на услуги пошива сместился в Украину. "Эта схема интересна для нас не высокой рентабельностью, а уверенностью в получении четко оговоренного дохода в определенное время без необходимости заниматься продажей продукции самостоятельно", - отмечает главный экономист швейной фабрики "Элита" Владислав Полонский.
Такие крупные швейные предприятия Харькова, как "Мангуст" и "Ретто", отдают предпочтение работе на российском рынке, поэтому большая часть продукции, производимой ими, идет на экспорт. Зачастую "мэтрам" швейного производства чувствовать себя комфортно на рынке мешают мелкие производители, бьющие по ценам. Механизм прост: из Италии завозятся образцы ткани высокого качества, и их аналог делается в странах Восточной Азии. В результате рынок получает два "изделия-близнеца" различного качества, которые отличить друг от друга достаточно сложно.
К одной из общемировых тенденций относится переход от массового производства к единичному, или индивидуальному, что коснулось и харьковских производителей. Если раньше фабрика им.Тинякова производила 3-4 тыс. единиц одной модели, то теперь - лишь 200-300 единиц. В планах фабрики также выход на российский рынок. Как отметила О.Борисенко, "для того чтобы развивать рынки сбыта и наращивать объемы продаж, нужно искать альтернативу нашему украинскому рынку, и сегодня для нас это – рынок России". В ноябре этого года фабрика открыла в Екатеринбурге свое первое представительство. В ближайшее время марка Тинякова будет представлена в торговых центрах еще двух российских городов - Санкт- Петербурга и Москвы. По словам О.Борисенко, уже в 2008 г. предприятие планирует довести объем поставок продукции в Россию до 30% от общего объема выпуска. "Это большая страна, в которой наблюдается недостаток предложений изделий швейного производства. В Нижнем Новгороде пошивом пальто занимается НПО "Маяк", представляющее торговую марку "Соната", есть еще несколько фабрик во Владимире и Ростове-на-Дону, но эти предложения незначительны, а рынок сбыта - колоссальный".
Тенденции моды. Как отмечает руководитель швейной фабрики им.Тинякова О.Борисенко, у жителей Харькова и области изменилось отношение к верхней одежде. Молодежь интересует одежда удобная, не очень длинная, легкая, но в то же время теплая. Это, как правило, пуховики. Женщин же среднего возраста и деловых женщин дресс-код обязывает носить классическую одежду - пальто. "На отечественном рынке пальто преобладают серые однотипные модели, поэтому мы хотим делать нечто элегантное и женственное", - подчеркнула О.Борисенко.
Этой осенью и зимой в моду входят двубортные прямые пальто, очень женственно смотрятся узкие прямые силуэты. Что касается цветов, то здесь каких-то определенных рамок нет: от ярко-белого до огненно-красного и иссиня-черного. Отдельное внимание уделяется рукавам: модными будут либо очень узкие, либо очень широкие рукава, а также с длиной "три четверти".
Женственность харьковчанок стала заметно проявляться и при выборе костюмов. Модницы, ранее приобретавшие брючные костюмы, стали отдавать большее предпочтение юбкам.
Поставщики материала. В вопросе выбора поставщиков материала мнения игроков рынка неоднозначны. Фабрика им.Тинякова старается работать с компаниями, поставляющими ткани гарантированно высокого качества как зарубежного, так и отечественного производства. Итальянские производители занимают 50% общего объема используемых фабрикой тканей, турецкие - 15%, некоторые китайские - 5%, отечественные же производители из городов Сумы, Чернигов и Харьков поставляют на предприятие 30% общего объема используемой ткани.
Швейная фабрика "Элита" сотрудничает только с зарубежными поставщиками. По словам В.Полонского, работать с украинскими производителями тканей крайне сложно, поскольку они не соблюдают договорные цены и условия. "В 2006 г. мы выиграли тендер на производство форменной одежды для работников железной дороги и пытались приобрести материалы в Чернигове, но поставщиками не были соблюдены условия договора", - отметил В.Полонский. "Нашим основным поставщиком тканей является всемирно известный итальянский текстильный концерн "Миролио", точнее, его дочернее предприятие "Миролио-Украина", также используются турецкие ткани. Оборудование же, используемое в швейных цехах, японского и немецкого производства", - подчеркнул В.Полонский.
Кадровый вопрос. По словам главного экономиста швейной фабрики "Элита", кадровая ситуация в отрасли двоякая. С одной стороны, в поисках работы в Харьков приезжают швеи даже из Крыма, с другой стороны, высокие ставки налогов не позволяют предприятиям, работающим официально, повышать заработную плату до уровня "теневых" производств. Специалисты уходят на нелегальные производства, прельщенные большими заработками, однако работать там приходится на износ - по 12-16 часов в сутки. Для круглогодичной загрузки предприятия нужно выпускать продукцию разных ассортиментных групп, имея для этого специалистов различных направлений и сырьевую базу. Поэтому большинство мелких предприятий работает от сезона к сезону. Однако если подсчитать заработок швеи, полученный ею за год на таком предприятии, то получается, что на "теневых" предприятиях она получает такой же доход, как и на легальных. Хотя справедливости ради нужно отметить, что в городах, расположенных недалеко от Харькова, специалисты-швейники стоят в очереди на получение рабочих мест.
Прогнозировать дальнейшее развитие рынка швейной промышленности довольно сложно. Но, как отметила руководитель фабрики им.Тинякова, "если такое количество людей занимается пошивом одежды, то, наверное, это выгодно".
Справка "SQ". Швейная фабрика "Элита" основана в 1930 г. Ежегодный выпуск готовой продукции – 50 тыс. единиц. Основной ассортимент - легкая женская одежда: платья, брючные костюмы, костюмы с юбками, блузы, жакеты, сарафаны. На фабрике работает 220 сотрудников, задействовано 280 единиц технологического оборудования. 90% продукции реализуется в Харькове и области, остальные 10% - в Украине. В Харькове имеет 5 собственных магазинов.
Швейная фабрика им.Тинякова основана в 1920 г. на базе мастерских по изготовлению и ремонту военного оборудования. Чистый доход за 2006 г. составил 11,423 млн.грн. Ежегодный выпуск готовой продукции - 110 тыс. единиц. Имеет 4 пошивочных цеха и цех влажно-тепловой обработки, 9 специальных пошивочных линий. Основной ассортимент - женская и мужская верхняя одежда: пальто и полупальто, жакеты, пиджаки, костюмы и плащи. На фабрике работают 135 швей. В Харькове марка фабрики представлена в фирменном магазине и в оптовом магазине в ТЦ "Барабашово".