На прошлой неделе Харьков посетили два министра – действующий министр внутренних дел Юрий Луценко и бывший министр обороны Анатолий Гриценко. Главный милиционер страны Луценко за время своей работы в министерском кресле поднаторел в специфическом милицейском юморе. Чего стоит только заявление министра о том, что «любой чиновник, в том числе в Харьковской области, должен осознать, что у него только два пути: либо давать показания правоохранительным органам, либо сразу писать явку с повинной».

Зато как публичный политик Луценко, посетивший Харьков 12 марта, был на высоте: он огорошил общественность серией громких заявлений о кошмарах, творящихся в Харькове, за которые виновные вот-вот понесут ответственность. Оказалось, что у милиционеров «появились вопросы» касательно растрат средств, выделенных на ликвидацию последствий пожара на военных складах в Лозовой, строительство Ледового дворца, стадиона и дорог к Евро-2012, ремонта областной и детской больниц. Пока обвинения Юрия Луценко - не более чем сотрясания воздуха, потому что уголовных дел ни по одному факту, озвученному министром, кажется, нет. Конечно, какая-то оперативная информация у харьковской милиции есть, и она, вероятно, была доложена министру. В этом случае министр МВД собственноручно перечеркнул работу десятков оперативников, обнародовав то, что до завершения проверки и начала официального следствия обнародовать нельзя. Вообще, иногда после выступлений Луценко складывается стойкое ощущение, что он работает не на ту сторону: его подчиненные кропотливо собирают информацию, потом приезжает министр и фактически предупреждает возможных фигурантов: «Товарищи, будьте осторожнее, прячьте концы в воду, местные менты против вас уже работают».

Впрочем, возможно, Луценко, делая громкие заявления, вполне осознанно бежит впереди паровоза. Центр общественных связей (ЦОС) Главного управления МВД Украины в Харьковской области, как будто подстегнутый министром, распространил информацию о том, что 17 февраля материалы дела о растрате денежных средств при ремонте областной детской клинической больницы №1 переданы в прокуратуру Харьковской области для принятия процессуального решения. Тут стоит обратить внимание на дату: материалы для возбуждения уголовного дела были переданы в прокуратуру 17 февраля, т.е. почти месяц областная прокуратура санкции на возбуждение дела не дает. Чем руководствуется при этом прокуратура – неизвестно. Очевидно одно: Юрий Луценко, а вслед за ним ЦОС обнародовали информацию с простой целью – оказать давление на прокуратуру, которая до сих пор не усмотрела состава преступления в действиях чиновников.

Есть в этой ситуации еще один интересный момент: по словам начальника ГУ МВД Украины в Харьковской области Виктора Развадовского, под актом о выполненных работах стоит подпись зампредседателя Харьковской облгосадминистрации Игоря Терехова. Пожалуй, это первый случай, когда под огонь Луценко попал человек из ближайшего окружения губернатора Арсена Авакова. Но случай этот явно не последний. Грядущие президентские выборы разводят бывших соратников по майдану по разным углам политического ринга. Поэтому Юрий Луценко, которого сейчас связывают с БЮТ, будет очень настойчив в своем желании сработать против команды губернатора, являющегося членом «Нашей Украины», тем более, приверженцам Арсена Авакова предстоит делить с БЮТ одно электоральное поле.

Другой министр, бывший, – Анатолий Гриценко - продемонстрировал свое место в нынешней политической системе страны. А место его, как оказалось, – на обочине. Как правило, чем дальше политик находится от властных рычагов, тем радикальнее его суждения и масштабнее прожекты. Анатолий Гриценко, например, представил ни много ни мало свой проект Конституции – Конституцию порядка. Судя по комментариям автора, его проект основного закона предполагает усиление власти президента и содержит набор популистских императивов.

Кроме того, во время своего выступления 13 марта в Харькове Гриценко «прошелся» по проблемам более насущным: госзаказы для завода им.Малышева (их ждать не стоит), техосмотр автомобилей (взять и отменить), политизированность СБУ (президенту следует уволить двух первых зампредов СБУ - Тиберия Дурдинца и Валерия Хорошковского), коррупция (нужно увеличить уголовные сроки за крупные взятки, как будто у нас за них на практике вообще сажают). Вот такое оно - видение ситуации с обочины.

Кстати, о заводе им.Малышева. На прошлой неделе народный депутат - харьковчанин Валерий Камчатный (фракция БЮТ) выразил вполне обоснованные опасения, что 92 млн.грн., которые будут в ближайшее время выделены ГП "Завод им.Малышева", могут просто уйти в пропасть, если судить по нынешнему положению дел на предприятии. Как заявил нардеп, на протяжении 2008 г. завод распродал шесть своих объектов на 100 млн.грн. Все они были проданы фирмам, которые подконтрольны руководству завода или представителям Министерства промышленной политики. Например, по словам Камчатного, база отдыха завода была продана за 19 млн.грн. фирме, подконтрольной первому заместителю министра промышленной политики Виталию Немилостивому, а сейчас эта база выставлена на продажу уже за 50 млн.грн. Это касается и заводской лаборатории, которую продали, и теперь за ее использование завод должен платить 600 тыс.грн. в год.

Надо отдать должное Камчатному: на фоне всеобщих возгласов директоров заводов и местных чиновников «Правительство, дай денег!» впервые было публично высказано сомнение, что деньги эти не вылетят в трубу. Вызывает удивление также то, что член БЮТ, не взирая на свою политическую принадлежность, подверг публичной критике чиновников Минпромполитики, которое является частью Кабмина Тимошенко. Впрочем, тут как раз принципиальность может быть с дальним прицелом: о «чистках» в правительстве говорят уже давно, и, возможно, это заявление Камчатного - не более чем создание информационного фона для кадровых перестановок в отдельно взятом министерстве.

На еще одном проблемном предприятии, Харьковском авиазаводе, 10 марта отключили электроснабжение. Как сообщили в АК «Харьковоблэнерго», задолженность ХАЗа за электроэнергию составляет около 1 млн.грн., в том числе 239 тыс.грн. – за февраль 2009 г. Электроснабжение будет восстановлено, когда завод погасит задолженность, заявили в облэнерго. 12 марта электроснабжение авиазавода было восстановлено. ХАЗ уже получил финансовую помощь от государства - 40 млн.грн., и руководство «Харьковоблэнерго», очевидно, почуяв живые деньги, решило напомнить о долге авиазавода за электроэнергию самым простым способом – отключением электричества.

На прошлой неделе получил продолжение конфликт вокруг областного ГАСКа. 10 марта председатель Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков и председатель Харьковского облсовета Сергей Чернов направили премьер-министру и министру регионального развития и строительства письмо с просьбой ускорить назначение начальника Государственной архитектурно-строительной комиссии (ГАСК) в Харьковской области.

12 марта харьковские застройщики провели пикет здания инспекции ГАСК в Харьковской области. По словам одного из организаторов акции, в пикете приняли участие около 600 чел. из 14 строительных компаний. Сотрудники этих строительных компаний, как оказалось, имеют совершенно разные политические пристрастия: на митинге имели место флаги Блока Юлии Тимошенко, партии "Народный союз - Наша Украина", Партии регионов, Коммунистической партии Украины, а объединил всех общий враг – Александр Протас, о чем свидетельствовали плакаты пикетчиков.

В пятницу, 13-го, несмотря на несчастливый день, более 100 представителей харьковских застройщиков пикетировали здание Министерства регионального строительства в Киеве. Флаги, так же, как и на пикете в Харькове, были всех цветов, требования – те же: «долой Протаса» и скорее назначить нового начальника ГАСКа в области.

Министр регионального строительства Василий Куйбида 13 марта встретился с представителями так называемого Антикризисного комитета харьковских застройщиков, которые посетовали на бесчинства ГП «Укргосстройэкспертиза» и попросили «амнистии» для застройщиков на время разбирательства их конфликта с ГАСК. Касательно назначения нового начальника харьковского ГАСК, министр сообщил, что конкурсная комиссия отметила невысокий профессиональный уровень всех участников конкурса на замещение этой вакантной должности, но назвала «лучшего из худших». Им стал начальник управления капитального строительства Харьковской облгосадминистрации Андрей Парамонов. Однако четыре участника конкурса, в т.ч. первый заместитель начальника инспекции ГАСК в Харьковской обл. Андрей Маликов, обжаловали это решение в суде, и теперь необходимо ждать, пока жалобы будут рассмотрены. В общем, увлекательный сериал под названием «ГАСК против застройщиков и наоборот» продолжается.