11 июля, возможно, назовут одним из главных дней политического 2008 года, в который были расставлены все точки над "i", а голосование, состоявшееся в этот день, определило расстановку политических сил в стране на многие месяцы вперед.

Итак, 11 июля Верховная Рада отклонила резолюцию о недоверии Кабинету министров. За резолюцию проголосовало всего 174 нардепа из необходимых 226-ти. План под названием "ату Тимошенко" провалился с треском.

Все началось с сенсационного заявления спикера Арсения Яценюка. Яценюк заявил о том, что Юлия Тимошенко и руководители фракций коалиции 11 июля на согласительном совете согласились с требованием Партии регионов рассмотреть первым вопросом повестки дня Верховной Рады резолюцию о недоверии Кабмину. Регионалы, находящиеся в сессионном зале, заметно заволновались: увлеченные самим процессом, они явно не ждали, во-первых, результата, который будет достигнут так быстро, а во-вторых – того, что этот результат им преподнесет сама Юлия Владимировна. Интересно, что БЮТовцы, присутствовавшие на заседании согласительного совета, тоже были немало удивлены переменой настроения премьер-министра. Впрочем, "своих" Юлия Владимировна успокоила сразу, высказавшись в том смысле, что "мы ничего не боимся". Премьер-министру, как выяснилось позже, бояться было действительно нечего. Но обо всем по порядку.

Сначала слово взял Николай Азаров – партийно-региональный тяжеловес. Азаров говорил, как подобает тяжеловесу, долго и ожидаемо. Ставшая стандартной риторика о неспособности Кабмина разрулить ситуацию с инфляцией и ценами лишь однажды была разбавлена любопытной ремаркой. Речь идет о… навозе. Возмущение Николая Яновича вызвало обещание Тимошенко производить 20 миллиардов кубометров биогаза. Азаров как бывалый экономист быстро прикинул, что для этого в стране должно производиться 60 миллионов тонн навоза, т.е. каждая украинская корова должна давать каждый год 12 тонн отходов своей жизнедеятельности, что, конечно, является абсурдом. Даже если подкармливать коров обещаниями Тимошенко, выдать навоза "на гора" больше, чем заложено природой, они вряд ли смогут.

Но даже обвинения в "навозном волюнтаризме" не поколебали боевого настроя коалиции. Выступивший после Азарова БЮТовец Яворивский с издевкой поблагодарил Николая Яновича за неаргументированное выступление. Иван Заяц из НУНСа невпопад обвинил регионалов в том, что они отказались голосовать за закон о престижности шахтерской профессии. А БЮТовец Владимир Бондаренко предпочел в своем выступлении снова вернуться к "навозно-коровьей" тематике – он напомнил, что с момента посещения коровы бычком до производства на свет теленка проходит девять месяцев, а правительство Тимошенко у власти только шесть. Очевидно, по мысли Бондаренко, через три месяца в Украине следует ожидать коровий бэби-бум. Арсения Яценюка коровья полемика тоже увлекла не на шутку, и он вставил слова о том, что теленок вынашивается девять месяцев, а поросенок только шесть. Вполне возможно, Украина еще много чего узнала бы об интимной жизни крупного рогатого скота, не возьми слово Юлия Владимировна.

Для начала Тимошенко сравнила себя с Маргарет Тетчер, которая не начала проведения реформ, не заручившись поддержкой парламента. А потом Юлия Владимировна прибегла к любимому методу отечественных политиков – обвинять предшественников во всех неприятностях. И инфляция, конечно, – итог правления предшественников, и "беспорядочная" собственность, которую собирать "до купы" начал Кабмин Тимошенко, - итог коррупционных схем регионалов. Досталось и лично Николаю Яновичу, который, по мысли Тимошенко, и есть основной архитектор "тяжелого наследства", доставшегося нынешнему Кабмину. По словам Тимошенко, Азаров вообще-то геолог, а потому в дела экономические ему лезть негоже.

Кроме обвинений оппонентов Тимошенко рассказала парламенту об успехах возглавляемого ею Кабмина. Темпы роста ВВП в Украине находятся на уровне Польши, инфляция "вводится в абсолютно контролированное русло", а подорожание продуктов питания - это вообще "мировая катастрофа", и на ее фоне Украина выглядит не так уж плохо. В общем, все выступление Тимошенко можно свести к следующему: "Во всем, что негативного происходит в Украине, виноваты предшественники, а если не они, то общемировые тенденции, с которыми (как и с итогом деятельности предшественников), Кабмин борется не покладая рук".

Когда пришел черед задавать вопросы, стало интереснее. Первым слово для вопроса взял хорошо известный в Харькове Олег Ляшко, который время, отведенное для вопроса, использовал для проявления верноподданнических чувств - он пожелал Юлии Владимировне всех благ, сославшись на "миллионы людей, которые поддерживают Вас и наше правительство".

Депутат-регионал Стоян в своем вопросе, который касался пенсий и заработных плат, упомянул, что правительство Тимошенко уже один раз отправлялось в отставку, причем за непрофессионализм. Тимошенко на вопросы Стояна ответила, привычно сравнив цифры "вашего и нашего уряду", а в ответ на замечание о непрофессионализме, Юлия Владимировна дала Стояну "ляпаса", заявив, что если еще раз Стоян вознамерится задавать "компрометирующие вопросы", она начнет перечислять названия санаториев, которые были проданы за то время, что Стоян возглавлял профсоюзы.

Юрий Кармазин спросил по сути о том, что собирается делать Кабмин, не получив деньги от запланированной приватизации, но на свою беду упомянул программу деятельности правительства, тот самый "Прорыв". Вот по "Прорыву" Тимошенко и ответила, "забыв" про сам вопрос Кармазина.

Дальше были еще вопросы, которые задававшим казались "каверзными", но от которых Юлия Владимировна отбивалась с привычной легкостью, и только вопрос коммунистов был по-настоящему интересен. Нет, коммунисты не спросили ничего выдающегося. Суть вопроса сводилась к следующему: "Мы видим, как успешно работает правительство, но не все программы правительства выполняются". Интересно было то, что КПУ явно не ставило целью "подтопить" Тимошенко, и Тимошенко ответила коммунистам тем же, выразившись в том смысле, что нужно налаживать конструктивную работу власти и оппозиции и работать, работать, работать…

Такая "сладкая гармония" как будто подготовила итог голосования – среди голосовавших за недоверие Кабмину были лишь регионалы да два "раскольника" из НУНСа – Тополов и Бут. Коммунисты и блок Литвина за недоверие не голосовали.

На этой неделе, безусловно, политологи будут комментировать факт "предательства" КПУ и блока Литвина. Наверняка в этой связи будет упоминаться спонсор КПУ Константин Григоришин, давно нацелившийся на харьковский "Турбоатом", который хочет приватизировать правительство Тимошенко. Возможно, всплывут факты договоренностей блока Литвина с БЮТ, а позже проявится предмет этих договоренностей – представители блока Литвина на серьезных постах в исполнительной власти. Но главное, на взгляд автора, все же не в этом. Главное – в системной проблеме, которая, похоже, определит осенний политический климат. Эта проблема – отсутствие единой оппозиции. О развале коалиции говорили практически все, по сути прозевав тот факт, что оппозиционеры не способны выступать единым фронтом. А это является гарантией того, что, во-первых, правительство Тимошенко просуществует еще долго, а во-вторых, парламент не будет распущен осенью хотя бы потому, что от этого не выиграет никто. Вина в провале голосования по Кабмину, конечно, лежит на регионалах, которые в очередной раз продемонстрировали свою неспособность к тонкой политической игре. Ведь, не смотря на оппозиционный статус, в лагере регионалов было достаточно рычагов для того, чтобы привлечь на свою сторону коммунистов и Литвина, что вкупе с потенциальными "перебежчиками" из коалиции, которыми так любили нервировать Тимошенко регионалы, обеспечили бы регионалам "третье пришествие" во власть.

А Юлия Владимировна, как выяснилось после голосования, все же не зря сравнивала себя с Маргарет Тетчер – провалившееся голосование по недоверию правительству дало Тимошенко необходимый "вотум доверия", фактически развязав главе Кабмина руки. Конечно, произошедшее не будет означать, что регионалы не продолжат игры с блокированием трибуны, а блок Литвина и КПУ не вернутся к своей "вяло-оппозиционной" риторике. Естественно, поскрипывающая телега под названием "Кабмин Тимошенко" получит еще немало палок в свои колеса. Но в сознании общественности правительство Тимошенко легитимизировано окончательно, а разделение Верховной Рады на две почти равные части, к которому так любят аппелировать в полемике регионалы, похоже, осталось в прошлом.