Посетить дом-музей Гната Хоткевича в поселке Высокий жители Австралии супруги Петр Деряжный и Неонила Бабенко мечтали давно. Петр Федорович – потомственный бандурист, мастер харьковского способа игры, композитор, дирижер, активный общественный деятель.
Основы народного музыкального искусства Петр Федорович перенял у отца. Федор Деряжный – родом из села Новые Санжары Полтавской области, там ему доводилось слушать слепых бандуристов. Бухгалтер по образованию, он резко изменил свою жизнь после того, как в 1931 году сделал свою первую бандуру. Стал работать на фабрике в Полтаве, где изготовляли этот легендарный народный музыкальный инструмент. Увлеченность и полученные умения пригодились даже во время Второй мировой войны: находясь на принудительных работах в Германии, Федор Иванович умудрился организовать небольшую мастерскую по производству бандур и цимбал. Он изготовил много инструментов, которые быстро расходились по всей Германии, попадали в Канаду, США. Когда в 1950 году семья Деряжных переезжала в Австралию, Федор Иванович познакомился с учеником Гната Хоткевича Григорием Бажолом.
Петр Федорович рассказал, что его отец привез в Австралию две бандуры. Одну конфисковало правительство, другую в 1952 году купил Технологический музей. Несколько лет не слышали выступлений Федора Ивановича на государственные праздники, на Рождество, на Пасху. (Прежде, бывало, даже дома, когда приходили гости, он надевал старый жупан и исполнял украинские песни под аккомпанемент бандуры.) Трудно обходиться без родных сердцу звуков. И мать настояла на возрождении семейного искусства. Непросто было начать это дело в Австралии: Федор Иванович не знал, из какого дерева на этом континенте можно изготовить украинский народный инструмент. Обратился в австралийское научное общество, и оттуда ему прислали пакет с образцами древесины. Из сотен образцов мастер выбрал подходящий, заказал необходимое количество этого дерева. Он очень ответственно подходил к качеству инструмента – и выдалбливал бандуру из цельного куска дерева.
Тогда же и Петр Федорович начал проходить школу бандурного искусства. Интересно, что Федор Иванович не знал нотной грамоты, он сочинял, исполнял произведения и даже обучал сына на слух. Петр Федорович оказался перспективным учеником: знания и навыки, перенятые у отца, он приумножил, получив образование в Сиднейской консерватории. Кроме того, у него, как и у нашего известного земляка Гната Хоткевича, есть техническое образование. Оно помогает в совершенствовании и инструмента, и исполнительского искусства.
В 1971 году Василь Бажол передал Петру Деряжному руководство ансамблем бандуристов имени Гната Хоткевича. Бандура тогда стала очень популярна. Были гастроли по городам Австралии, участие в международных фестивалях. Петр Федорович открыл Школу игры на бандуре. Ансамбли бандуристов возникали в разных уголках страны: в Мельбурне, Аделаиде, Канберре. Петр Федорович организовывал также двухнедельные семинары для бандуристов, стал прививать и исполнение народных либо авторских песен голосом в сопровождении бандуры. Сначала к этому отнеслись недоверчиво: в Австралии никто не исполнял песен под бандуру. Но Петр Деряжный с детства помнил, как это делал его отец, и добился успеха: была записана пластинка «Кобза і пісня».
Недавно в Киеве состоялся фестиваль бандуристов имени О. Вересая, на который пригласили Петра Федоровича и Неонилу Григорьевну. Из Киева они поехали в Ровно, где проходил конкурс юных бандуристов. Оттуда семейный дуэт направился в Харьков, а затем и в поселок Высокий, в дом-музей Гната Хоткевича – композитора, бандуриста, писателя, художника. Недаром одна из экскурсий музея называется «Хоткевич – универсальный талант». Это был просветитель, деятель культуры, который организовал первую в Харькове газету на украинском языке – «Рідне слово», автор учебников игры на бандуре, альбомов исторических портретов, художественных произведений. Судьба его трагична. Материальные трудности преследовали этого талантливого человека на протяжении всей его жизни, свое жилье он смог приобрести только в 53 года. А в 1938 году Гната Хоткевича расстреляли, добившись от измученного побоями арестанта признания в том, что он якобы был шпионом. Его жена Платонида Владимировна провела десять лет в лагерях. Дом-музей был открыт благодаря стараниям младшей дочери, Галины Хоткевич, проживающей в Гренобле во Франции. Галина Гнатьевна – преподаватель музыки, кроме того, она пишет и переводит книги, в качестве почетного гостя ее приглашают на фестивали бандуристов, народной музыки. Но каждый год Галина Гнатьевна обязательно приезжает на родину, в поселок Высокий, в тот дом, где родилась и восприняла украинский язык, украинское музыкально-песенное, литературное и художественное искусство.