Прошлая неделя выдалась в Харькове на удивление спокойной. Страсти предвыборной гонки понемногу улеглись, сами выборы не принесли Харькову особенных неожиданностей и скандальных последствий, никакого громкого криминала, в отличие от последних нескольких недель, не случилось. Темы, которые хоть немного заинтересовали харьковчан, - продажа ТЭЦ-5, самоубийство (или убийство?) "караванского стрелка", объединение расположенных в разных концах города аграрных вузов, да бесконечный и бесперспективный подсчет голосов в некоторых округах Украины.
Итак, на прошлой неделе была продана ТЭЦ-5 – крупнейшее звено системы теплокоммунэнерго Харькова: эта теплоэлектроцентраль зимой обеспечивает теплом треть потребителей региона, а летом может поставлять горячую воду всему городу. В прошлом году ТЭЦ-5 показала 170 миллионов гривен прибыли, а за десять месяцев этого года – почти 415 миллионов убытка. На стыке лета и осени теплоэлектроцентраль два месяца не работала – из-за многомиллионных долгов "Нефтегаз" перестал давать ТЭЦ газ. К началу отопительного сезона ситуацию урегулировали, однако явно не экономическим путем, а используя пресловутую политическую целесообразность. Долги остались.
В конкурсе по приватизации ТЭЦ-5 участвовали всего две малоизвестные компании - "Газконтиненталь" и "Укристгаз". В итоге новым владельцем ТЭЦ стал "Укристгаз", который купил контрольный пакет акций за 340 миллионов гривен, перебив стартовую цену всего на 10 миллионов.
Решение о продаже некоторых государственных теплоэлектроцентралей было принято еще в апреле этого года: тогда из списка объектов, не подлежащих приватизации, исключили сразу 13 украинских ТЭЦ. Харьковская ТЭЦ-5 стала первой ласточкой: до конца года Фонд госимущества рассчитывает продать еще три теплоэлектроцентрали - Днепродзержинскую, Херсонскую и Одесскую. Раньше государство не изъявляло желания продавать такие стратегические объекты, как ТЭЦ. Свою новую инициативу власть объяснила необходимостью переводить теплоэлектроцентрали с природного газа на сжигание водоугольной смеси, на что необходимы деньги инвесторов. Это позволило бы Украине экономить газ, который так дорого ей обходится. Однако в условиях приватизационного конкурса покупателю ТЭЦ-5 уже не выдвигалось требование перевести ТЭЦ на потребление угля вместо газа. Более того, говорилось, что потенциальный покупатель должен добывать украинский газ и иметь лицензию на пользование недрами с общими запасами природного газа не менее миллиарда кубометров. Так что идея с переводом ТЭЦ на потребление угля по каким-то причинам приказала долго жить. С другой стороны, эксперты утверждают, что модернизировать таким образом нашу ТЭЦ-5 будет проблематично: нет территории для угольного склада и хранения продуктов переработки, да и урон экологии может быть ощутимым – сжигание угля сопровождается выбросами в атмосферу.
Обе компании, которые участвовали в конкурсе, связывают с министром энергетики Юрием Бойко и основным держателем крупных газовых активов в Украине Дмитрием Фирташем. Бойко и Фирташ – давние партнеры, последний в этом году стал крупнейшим игроком газового рынка Украины, скупив десяток выставленных на приватизацию облгазов. Так что конкурс был чистой формальностью и игрой в одни ворота. Обращает на себя внимание и сумма, за которую ТЭЦ ушла с молотка, - 340 миллионов. По мнению экспертов, цена была занижена в разы, а рыночная стоимость этой электроцентрали – как минимум миллиард. Возможно, именно подготовкой к нужной кому-то продаже можно объяснить то, как резко ТЭЦ-5 начала терять в этом году прибыльность.
Чем грозит простым харьковчанам передача ТЭЦ-5 в частные руки? Скорее всего, ничем. В работе ТЭЦ, вероятно, изменится лишь то, что газ она теперь будет покупать не российский и у "Нефтегаза", а украинский и, грубо говоря, у себя же, точнее – у своего собственника. Намного рентабельнее работа ТЭЦ не станет. Причина тому – все та же: несоответствие тарифов на тепло и горячую воду затратам на их производство и не идеальный уровень расчетов. Теоретически можно предположить, что новые собственники ТЭЦ будут шантажировать регион, периодически отключая тепло в попытке получить свои деньги. Однако на практике это вряд ли возможно по той простой причине, что тарифы, уровень расчетов, да и в целом сфера коммунальной теплокоммунэнергетики регулируются в Украине исходя не из экономических, а из политических соображений. Вряд ли строптивым бизнесменам позволят оставить людей без тепла или продавить повышение тарифов. Скорее можно предположить другой вариант: новые собственники надеются, что им удастся пролоббировать компенсацию разницы тарифов из госбюджета и таким образом сделать работу ТЭЦ более рентабельной.
На прошлой неделе стала известно, что три харьковских вуза аграрного профиля - национальный технический университет сельского хозяйства имени Василенко, национальный аграрный университет имени Докучаева и зооветеринарную академию – объединят в один, Слобожанский государственный аграрный университет. Соответствующее распоряжение принял Кабмин, пойдя навстречу инициативе Министерства аграрной политики и обладминистрации. Исполняющим обязанности ректора нового вуза будет первый проректор университета сельского хозяйства Леонид Тищенко. Комментируя решение об объединении, губернатор Михаил Добкин акцентировал внимание на том, что сфера высшего образования аграрного профиля требует качественных изменений, и вообще дал понять, что уровень квалификации выпускников харьковских сельхозвузов невысок и не дает им полноценно работать в современных фермерских хозяйствах.
В Украине очень много вузов, около 900. Согласно мировой практике, нормальным считается, когда на 500-600 тысяч жителей действует один успешный университет. По такой логике в Харькове должно быть всего… три высших учебных заведения (или пять-шесть, если принимать в расчет область), а у нас их – почти 70. При таком количестве само собой возникает некоторое дублирование профилей и специальностей, не говоря уже о том, что, к примеру, факультет менеджмента и маркетинга сейчас, похоже, есть в каждом вузе. Чуть больше года назад правительство заговорило о необходимости оптимизации сети украинских вывших учебных заведений, и создание регионального Слобожанского аграрного университета - один из шагов на этом пути. Еще напрашивается мыль о возможности объединить университет искусств, академию культуры и академию дизайна и искусств, медуниверситет и фармакадемию, гуманитарно-педагогический институт и педуниверситет, возможно – вузы "силового" профиля: университет внутренних дел, академию внутренних войск, университеты воздушных сил и гражданской защиты. Конечно, подобные объединения позволят оптимизировать расходы на содержание учебных заведений, а проще говоря – дадут сэкономить, в первую очередь – за счет сокращения персонала в тех сферах, где вузы дублировали друг друга. Сэкономленные деньги как раз можно направить на то самое улучшение качества образования, о котором говорил губернатор.
С созданием именно Слобожанского университета пока есть два не совсем понятных организационных момента. Первый – будет ли он работать во всех тех помещениях, которые занимали три ликвидирующихся вуза, и насколько это удобно? Дело в том, что аграрный университет сейчас занимает здание в Харьковском районе (в Рогани), зооветакадемия – в Дергачевском, и расстояние между ними – километров 30. А университету сельского хозяйства принадлежит, в частности, монументальное "бекетовское" здание в самом центре города, которое однозначно может быть лакомым кусочком для многих. Какой из вузов станет основным при объединении и где, к примеру, будут находиться административный корпус или библиотека, нужные абсолютно всем, - пока неизвестно. Но чтобы идея объединения не дискредитировала себя с самого старта, нужно организовать работу нового вуза так, чтобы студенты и преподавательский состав не испытывали неудобств.
И второй момент, который вызвал некоторое удивление, - то, что и.о. руководителя нового университета будет не один из ректоров трех ликвидирующихся вузов, а первый проректор сельхозуниверситета имени Василенко. Когда стало известно об объединении вузов, казалось, что ректором Слобожанского университета может стать деятельный руководитель зооветакадемии Валерий Головко, продвигающийся, в том числе, и по партийной линии. С другой стороны, Леонид Тищенко тоже очень давно работает в науке и в образовании, имеет регалии и награды, и хочется верить, что его назначение обусловлено именно профессиональными качествами: был выбран человек, который сможет всерьез заняться аграрным образованием в Харькове.
Тема выборов потихоньку отпускает сознание украинцев. Расстановка сил в новом парламенте, по крайней мере – первоначальная, понятна: пять дней понадобилось Центризбиркому, чтобы досчитать последние пять сотых процента голосов по партийным спискам, и он наконец досчитал. Выборы по пропорциональной системе закончены. С мажоритаркой, как и ожидалось, оказалось сложнее и не обошлось без скандалов. В пяти одномандатных округах пройдут перевыборы – по одному округу в Киеве, Киевской и Николаевской областях и в двух округах Черкасской области. Спустя 10 дней упорных подсчетов, которые сопровождались самыми разными обстоятельствами, Центризбирком предложил назначить в этих округах повторные выборы, и буквально на следующий день парламент пошел ЦИК навстречу. Эти пять проблемных округов – те, где процесс подсчета голосов проходил при участии судов и вмешательстве "Беркута", а одна из сторон громко и упорно обвиняла другую в фальсификациях. Теперь Центризбирком назначит в этих округах перевыборы – именно по мажоритарной системе. Повторная попытка народного волеизъявления должна пройти в течение 60 дней после соответствующего распоряжения Центризбиркома. Регистрация кандидатов будет проводиться заново, то есть в перевыборах могут принять участие и претенденты-неудачники этих выборов (в том числе, к примеру, Наталья Королевская), и новые искатели счастья. Есть, правда, одна загвоздка. Действующее законодательство Украины не предусматривает проведения повторных выборов в связи "с невозможностью достоверно установить результат", а именно такой формулировкой окрещен тот бардак и война без победителей, которые творились в пяти многострадальных округах. Вообще, "невозможность достоверно установить результат" в ситуации, которая требует простейших арифметических действий, - это, в принципе, диагноз и приговор современной украинской политике.
Но как бы ни было, "недоизбрание" пяти депутатов не помешает парламенту нового созыва начать работу: для этого необходимо конституционное большинство, то есть 301 человек. Пока что в новый состав Рады Партия регионов проводит 187 депутатов, "Батьківщина" – 102, "УДАР" Виталия Кличко – 40, "Свобода" – 38, Компартия – 32. То есть суммарно регионалы и их традиционные союзники коммунисты получают 221 мандат, что не дает им не то что конституционного, но даже простого большинства. Вся оппозиция при условии, что она сможет договариваться между собой хотя бы ситуативно (а ожидать от оппозиционных лидеров можно чего угодно), имеет 180 "штыков". В принципе, это немало, но для того, чтобы диктовать свои условия, – недостаточно. И не стоит забывать о самовыдвиженцах. Их в новом парламенте пока что около 40 человек, и именно они вполне могут дать регионалам в случае необходимости недостающие голоса, даже не вступая ни в какую фракцию. Именно самовыдвиженцы могут стать в новой Раде теми самыми обладателями "золотой акции", роль которых обычно выполняли немногочисленные фракции, попавшие в парламент на грани проходного барьера. Ситуация еще более упрощается за счет того, что этой Верховной Раде формальное большинство ни для чего не нужно и его не надо единоразово формировать. Это значит, что любая из парламентских политических сил в каждом конкретном случае голосования сможет искать механизмы для привлечения депутатов на свою сторону. Учитывая опыт работы действующей Верховной Рады, можно предположить, что большего успеха на этом "законодательном" поприще достигнут регионалы.