Влюбленным не нужно слов. Более того, вот слова-то как раз и приводят потом к скандалам (Оноре де Бальзак)
Ироничная мелодрама – жанр безошибочный, я бы даже сказал, сверхточный - как снайперская винтовка. Безжалостно бьет наповал и стар и млад. Кажется, что посмеяться и поплакать - это главное, чего желает человечество. И студия "Disney" знает это лучше кого бы то ни было, ибо они этот жанр придумали. Со времен "Бэмби" никому не удавалось так решительно завоевать сердце зрителя.
Итак, очередной проект от студий "Disney" и "Pixar" - мультипликационно-компьютерная лента "Валли-И", история о любви, верности и благородстве. Тема та же, что и в "Немо" и "Тачках", но вместо рыбок и автомобилей - роботы. А впрочем, какая разница? Как сказал поэт: "У игрушек нет сердца, но есть душа". Наверное, то же самое можно сказать и о роботах. По крайне мере, о роботах из этого мультика.
Итак, человечество, вконец изгадив Землю и сделав ее непригодной для жизни, решило переждать лихие времена на космическом корабле. Прямо в космосе. До того времени, пока Земля сама не исправит все ошибки цивилизации и не очистится от отходов. Кроме гор мусора, на Земле люди оставили робота-мусорщика Валли-И - бессловесного, но очень старательного и аккуратного. Пакуя мусор в огромные пирамиды, робот проводит свободное время в созерцании мюзикла "Хэллоу, Долли", общении с ручным сверчком и коллекционировании безделушек, как-то: зажигалка, резиновый утенок, коробочка для драгоценностей. Безмятежная размеренная жизнь. Однако в нее вторгается Ева - нет, не женщина, а тоже робот, одна из сотен разведчиков, посылаемых землянами, чтобы проверить условия существования на Земле. Впрочем, для Валли-И Ева стала единственной и неповторимой. Маленькая история киберлюбви на фоне звезд и планет. Еще один сонет Шекспира языком микросхем и электрических импульсов. Впрочем, язык-то здесь как раз не играет никакой роли.
Все дело в том, что первые полчаса мультфильм практически нем. Нет, в нем в изобилии присутствуют самые разнообразные звуки, но человеческой речи нет вовсе. Роботы, конечно, общаются, но скорее на манер лукасовского R2D2 - попискиванием и междометиями. Кстати, озвучка главного героя была создана звукорежиссером Беном Бертом - тем самым, что озвучивал легендарного пылесосообразного робота из "Звездных войн".
Использованный прием создает у зрителя удивительное ощущение. Будто языковые барьеры растворились, и необходимость в переводе отпала вовсе. Подобное ощущаешь, когда смотришь фильмы Чаплина. Не нужны даже титры. Наверное, это и есть язык искусства.
Но наиболее впечатляющей в мультике оказалась картина будущего, точнее, то, что произошло с человечеством на борту космического корабля. Изнеженные толстяки, с трудом поднимающие стакан колы, передвигающиеся на самоходных креслах, в окружении рекламы и коммуникационных экранов. Миллионы, запертые на одном космическом корабле, но не замечающие присутствия друг друга. Существа, полностью растворенные в виртуальном общении и оставившие реальность роботам. Вот так на самом деле должна выглядеть матрица. Не пафосная и псевдофилософская, а реальная и безжалостная. Нас никто не будет принуждать, мы сами отдадим все за толику комфорта и сытости.
Впрочем, не надо думать, что "Валли-И" - это антиутопическая картина с мрачными прогнозами будущего. Вовсе нет, перед нами легкая светлая история, полная юмора и надежды. И с непременным хеппи-эндом. Пока на экране.
А что будут с нами в жизни, зависит лишь от нас. Только пусть вас не обманывает чья-то внешность: у роботов тоже есть душа.