Кто же знал, что творчество Уэллса - такое радужное, полное сверкающих полированной бронзой машин и сигарообразных дирижаблей, надежды на светлое будущее и всеобщее равенство, весь этот гимн пару, стали и промышленной революции - будет превращено его потомками в мрачноватый, но такой завораживающий стимпанк? Проклепанные стальные листы загораживают солнце, надежды превращаются в пепел в топках прогресса, а гуманизм тонет в лязге огромных шестерен индустрии. И что получается? Фильм Саймона Хантера "Хроники мутантов" - бескомпромиссная мечта о катастрофическом будущем человечества.
2707 год. Произошло то, что и должно произойти с обществом, где автомобили меняют раз в год, а мобильные телефоны раз в неделю: ресурсы планеты давно переработаны в мусор. Человечество позабыло архаичное деление на нации, страны и расы, миром правят четыре глобальные корпорации - север, юг, запад и восток, и вместе им не сойтись. Разве что на поле сражения.
И вот, во время одной из атак восточной корпорации "Баухаус", солдаты которой подозрительно напоминают немцев, на западную корпорацию "Капитолий" (догадайтесь сами, кто это) выстрел тяжелой гаубицы ломает запретную печать дьявольской подземной машины, превращающей мертвых в страшных мутантов с рукой-лезвием. Мир успевает объединиться перед лицом новой угрозы, но сопротивление бесполезно. Избранные покидают разрушенную Землю, оставшихся ждет жуткая участь. И лишь один монах - хранитель священной книги "Хроники мутантов" Самуэль - верит в избавление. Все, что ему нужно, - это 20 солдат, 20 головорезов, способных дойти до дна ада и взорвать машину. Возглавит отряд майор Митч Хантер, вдохновит на подвиги отец Самуэль, оружие даст Орден.
Сюжет картины прямолинеен, как орудийный ствол, и прост, как новобранец со штыком. Простая история, преследующая военную драму со времен "Грязной дюжины" и "Пушек острова Наварон": отряд самоубийц должен выполнить невыполнимое задание и уязвить врага чуть ли не в самое сердце. А что вы хотели от комикса, поставленного по мотивам "Хроники мутантов" - настольной ролевой игры 1993 года?
Впрочем, достоинство фильма вовсе не в сюжете - он попросту отсутствует. Другое дело атмосфера – почти черно-белое, точнее, сине-зеленое, мрачноватое изображение. Камни разрушенных городов, грязь окопов, тяжелое, словно специально лишенное всякого изящества оружие. Космические корабли, летающие на угле и паре. Творение Хантера - это впечатляющая коллекция архетипов, стилизованных художниками в столь безупречной манере, что понимаешь – сюжет тут и не нужен. Полный минимализм во всем: в действии, актерской игре, даже в словах. Фильм пленяет атмосферой. Он мог бы быть немым, но не потерял бы своего очарования.
Блестящая роль Рона Перлмана в образе священника Самуила, эпизодический шедевр Джона Малковича… И снова – стилизация, стилизация, стилизация… И это при бюджете в 8 миллионов долларов!
Ни малейшего пафоса, нужная доля юмора и завораживающий визуальный ряд. Возможно, для многих после разочарования четвертой "Индианой Джонс" и третьей "Мумией" этот фильм станет глотком свежего воздуха. Точнее, фонтаном перегретого пара, освежившим унылый поток продюсерского кино, каковым он стал для меня.