Прокомментировать сложившуюся ситуацию согласился директор харьковского предприятия ОАО "Фабрика театрального реквизита" Николай Александрович Скиданов.
Обязательство участвовать в тендерах для получения заказов на производство форменной одежды поставило предприятие перед дилеммой: потратить немалое количество ресурсов и работать с двухпроцентной годовой рентабельностью либо не работать вообще. В прошлом году усложнилась процедура проведения тендера, естественно, с благими намерениями – исключения коррупции между силовыми структурами и производственными предприятиями. Однако была создана надстройка, которая свела все отношения между сторонами к денежным, а сборы за участие в тендерах стали слишком велики для предприятий.
По словам Николая Александровича, для регистрации в качестве участника торгов необходимо оформить подписку на тематический каталог, стоимость которой составляет почти 5 тыс.грн. в год (с августа 2007г. - около 13 тыс.грн.). Эти средства перечисляются на счет предприятия "Інформаційні видання Тендерної палати України". По словам директора фабрики, этот каталог практически ни о чем не информирует, поскольку в нем помимо названия компании-участника, ни сведений о направлении деятельности предприятий, ни об ассортименте и тому подобных "мелочах" не упоминается. Документация, содержащая в себе информацию об условиях проведения тендера, объемом около трех страниц формата А4, стоит от 500 до 4 тыс., а иногда ее стоимость достигает 7 тыс.грн. Средства в этом случае перечисляются уже на счет некоего ООО "Агентство інвестиційного розвитку". На сбор документации, требуемой от предприятия - а это справки об отсутствии задолженностей по бюджетным платежам, о том, что предприятие не является банкротом, о регистрации в управлении статистики, об отсутствии открытых кредитов и т.д. – уходит очень много времени, да и денежных средств тоже.
Среди прочих проблем швейной отрасли директор фабрики театрального реквизита отметил высокую ставку налога на добавленную стоимость, а также срок его уплаты. НДС выплачивается после первого события, отмеченного в контракте, т.е. отгрузки. Таким образом, не заработав ровным счетом ничего, только вложив собственные средства в материалы, выплату заработной платы работникам и покрыв другие расходы производства, предприятие уже обязано уплатить налог.
Николай Александрович отметил, что за девять лет сотрудничества с силовыми структурами фабрика четырежды судилась из-за несвоевременной оплаты заказов: с внутренними войсками МВД, с самим министерством, МЧС и Министерством обороны.
Возвращаясь к вопросу участия в тендерах, Николай Скиданов отметил: "Если ранее, в 1997 г., для участия в тендерах приезжали 5-10 предприятий, в 2005 г. – до 100 предприятий, сейчас же приезжают 2-3 предприятия. Мы в текущем году дважды участвовали в тендерах, и они дважды не состоялись по причине отсутствия кворума – попросту говоря, из-за неявки представителей предприятий. А несостоявшийся тендер означает для предприятия потерю достаточно больших сумм, которые не возвращаются согласно условиям проведения тендера".
Последствия сохранения нынешней политики государства в отношении условий проведения тендеров, по мнению руководителя фабрики театрального реквизита, могут быть плачевными. Небольшие предприятия, у которых недостаточно денежных средств, не смогут участвовать в тендерах, а все госзаказы захватят мощные структуры, накопившие достаточно большой объем денежной массы, монополизировав рынок. Таким образом, "астрономические" суммы будут сосредоточены в руках очень небольшого круга предприятий, что никак нельзя назвать нормальной политикой развития легкой промышленности Украины, подчеркнул Н.Скиданов.
Как сообщил директор фабрики, при работе с силовыми структурами рентабельность предприятия составляет порой около 2%. Это связано с непомерными расходами при выполнении контракта и с тем, что соискателей для выполнения контракта довольно много. Госзаказ предполагает большие объемы производства, соответственно - круглогодичную работу, поэтому предприятия, стремясь создать конкурентоспособную цену, опускают ее до минимума, не думая о финансовом результате, который они получат в конце года. "Мы работаем с двухпроцентной рентабельностью, а я знаю массу предприятий, которые при работе с силовыми структурами просто разорились, - отмечает Николай Скиданов. – Это харьковская швейная фабрика "Динамо", разорившаяся еще несколько лет назад, фабрика спортивных изделий "Динамо", разорившаяся в прошлом году, харьковская фабрика верхнего трикотажа, сократившая состав с четырех тысяч человек до семидесяти и др.". "Нельзя заниматься зарабатыванием денег с помощью тендерного комитета, разоряя предприятия, поскольку через некоторое время некого будет разорять", - заявил Николай Скиданов.
Следует отметить, что на просьбу прокомментировать слова руководителя ОАО "ФТР" представители Тендерной палаты отреагировали довольно агрессивно, отрицая приведенные тарифы, утверждая, что, например, тендерная документация предоставляется бесплатно. В конечном итоге пригрозили обратиться в суд при опубликовании в статье слов о перечислении вышеуказанных средств на счет Тендерной палаты. В некотором роде они правы, поскольку суммы, как правило, перечисляются на счет различных фирм, якобы к Тендерной палате не имеющих отношения (ООО "Агентство інформаційного розвитку", Европейское консалтинговое агентство, "Інформаційні видання Тендерної палати України" и т.п.). Подтверждением перечисления средств являются нижеприведенные копии счетов об оплате ОАО "ФТР" в апреле текущего года. Справка. Харьковская фабрика театрального реквизита существует более 50 лет. Изначально была создана как фабрика, производящая театральный реквизит. Фабрика производит трико, лосины, комбинезоны, репетиционную форму, а также обувь: джазовки, туфли, сапоги для хора, танцев. Около 25% общего объема производимой продукции составляет сценическая одежда, остальные 75% - форменная одежда для силовых структур – МЧС, Вооруженных сил, , прокуратуры, Минюста, ветеринарной службы, Гортехнадзора.