Губернатор Харьковской области в своей критике городских властей сделал вещь, ему не свойственную, - "перегнул палку", призвав горожан не платить по новым тарифам. То ли новый закон о Кабмине, ставящий губернатора в положение "политического смертника", то ли резкая критика губернатора Михаилом Добкиным раззадорила Арсена Авакова, но на прошлой неделе жители области увидели нового Авакова - Авакова-радикала.


На позапрошлой неделе Арсен Аваков начал "радикализироваться", заявив о роли Кернеса в организации массового митинга и намерении инициировать отставку секретаря горсовета. На неделе прошлой радикальность Авакова приняла новые формы. Призвать харьковчан не платить по новым тарифам - ход, мягко говоря, удививший. В ответном заявлении горсовета говорится о "вопиющей безответственности" и "правовом нигилизме". Кроме возможности повторения "второго Алчевска", о которой также идет речь в заявлении горсовета, есть еще один немаловажный аспект. Теперь, после заявления губернатора, неплатеж за коммунальные услуги является как бы бойкотом, политической акцией. Причем акция эта приятна для плательщика за услуги ЖКХ вдвойне, т.к. существенно экономит личный бюджет. Возникает логичный вопрос - что дальше? Предположим, озлобленный повышением тарифов горожанин перестанет платить по счетам, чувствуя себя при этом борцом за правое дело. А завтра бумажки-предупреждения о судебном иске, которые рассылают коммунальщики злостным неплательщикам, превратятся в судебные разбирательства. И начнут у неплательщика-революционера описывать и отбирать имущество. К чему будет апеллировать горожанин? К призыву губернатора?

Ситуация с КП "Жилкомсервис" на прошлой неделе также стала объектом пристального внимания губернатора. С момента объявления о создании "Жилкомсервиса" из уст чиновников звучали следующие мотивации создания монополиста на рынке ЖКХ: "Основная задача КП "Жилкомсервис" - это многоуровневый контроль за качеством жилищно-коммунальных услуг" (М.Добкин, 23 января 2007 г.); "Предприятие, на которое возложены функции единого заказчика жилищных услуг, прежде всего, будет контролировать качество работ, которые выполняют подрядчики (в основном, ЖЭКи) " (А.Яковлев, 20 января 2007 г.); "После создания КП "Жилкомсервис", которое станет единым заказчиком услуг по обслуживанию ЖКХ, планируется проведение тендеров между всеми организациями, которые будут готовы предоставлять такие услуги" (С.Кадыгроб, 16 ноября 2006 г.).

Учитывая тот факт, что концепция реформирования ЖКХ, в которой, по идее, должны быть четко обозначены функции КП "Жилкомсервис", до сих пор не была опубликована, остается верить чиновникам на слово. А из их слов следует, что создана еще одна контролирующая структура, которая, кроме контрольных, выполняет еще и посреднические функции. И структура эта - монополист. Пользоваться услугами этого монополиста обязали всех и вся.

КП "Жилкомсервис" "в действии" стало проблемой, и то, что решать эту проблему надо, сомнений не остается. Однако Арсен Борисович, подняв проблему, назвал создание "Жилкомсервиса" незаконным и даже призвал разобраться с ситуацией прокуратуру.
Порывшись в новостных архивах, можно отыскать, что еще в конце ноября прошлого года Арсен Аваков своим распоряжением утвердил состав областной комиссии "по организации проверок объемов, качества и стоимости услуг ЖКХ, рассмотрению вопросов погашения задолженности за услуги ЖКХ, предоставлению помощи в оформлении субсидий и проведению разъяснительной работы среди населения". Итак, комиссия была создана, но итогов деятельности органа, призванного расставить точки над "i" и предоставить харьковчанам если не объективное, то хотя бы альтернативное видение проблем ЖКХ, горожане так и не увидели.

В ответ на заявление городских властей, обвинивших губернатора в безответственности, Аваков опубликовал свое видение проблемы "Жилкомсервиса". Губернатору не нравятся две вещи: мизерный уставный фонд "Жилкомсервиса" и отказ от процедуры заключения индивидуальных договоров. Этот "фактаж" при ближайшем рассмотрении критики не выдерживает. Минимальный уставный фонд коммунальных предприятий нигде не определен, а потому в части его размера коммунальные предприятия подчиняются тем же требованиям, что и предприятия других форм собственности. Что касается коллективного договора, то тут уместно процитировать губернатора полностью: "Таким образом, предусмотренный Гражданским кодексом Украины правовой институт публичного договора, на мой взгляд, не применим к такому специфическому виду правоотношений, как сфера жилищно-коммунальных услуг". Стоит обратить внимание на слова "на мой взгляд", и от аргументации губернатора не останется и следа.

Кроме негативной реакции на свои заявления, на прошлой неделе от "идеологических врагов" губернатор получил своеобразную поддержку. "Чистка рядов" окружения Авакова, похоже, в ближайшее время закончится. Василий Третецкий, последний "полевой командир" в окружении губернатора, надо полагать, скоро вслед за Анатолием Квашей отправится на ответственную, но незаметную должность заместителя накакого-нибудь управления. Председатель облсовета Василий Салыгин заявил: "Я уверен, что в ближайшее время Василий Третецкий будет снят с должности заместителя председателя Харьковской облгосадминистрации". В свете, во-первых, сепаратных договоренностей между Аваковым и Салыгиным, которые, судя по всему, имеют место, а во-вторых - необходимости обновления окружения губернатора, в том, что Третецкий будет снят, можно не сомневаться. Интересна вторая часть заявления Салыгина, в которой он отметил, что никого на эту должность рекомендовать не будет. В данном случае Салыгин публично очертил линию, за которую заходить не намерен.

Еще одно событие, хоть и не прямо, но связанное с губернатором, обойти вниманием никак нельзя. Автомобиль "Opel" 2003 г. выпуска депутата Харьковского облсовета Игоря Поддубного ночью 31 января горел в Харькове, во дворе дома (на ул.Чубаря), в котором живет депутат. Ущерб, нанесенный пожаром, предварительно оценен в 150 тыс.грн. Игорь Поддубный - директор ООО "Радио "Новая волна", директор ТРК "Радио-Артиль", директор ООО "Робинзон и К", главный редактор газеты "Пятница", советник председателя Харьковской облгосадминистрации по вопросам прессы и информации, депутат Харьковского облсовета.

После происшествия Игорь Поддубный, не дождавшись результатов расследования инцидента, заявил о том, что, во-первых, это был поджог, во-вторых, поджог этот связан с его профессиональной деятельностью. Заявления Поддубного ничем не удивили, кроме, разве что, одного пассажа: И.Поддубный предположил, что подобные действия могут иметь своей целью в том числе и инициирование отставки начальника управления МВД Украины в Харьковской области Игоря Репешко, и присовокупил: "В нашем городе стало небезопасно не только иметь машину и квартиру, но и просто жить и работать". Подобным заявлением Поддубный поставил Репешко в довольно сложное положение. Установи милиция, что имело место самовозгорание (а такие случаи хотя и редко, но случаются - в конце концов, причиной мог стать забытый в салоне сигаретный окурок) - появится повод обвинить милицию в необъективности расследования. Тем более что после того, что Поддубный уже наговорил, такой итог расследования поставит его в очень некрасивое положение. В том случае, если факт поджога будет установлен, как ни крути, в городе "жить страшно", и виноват в этом, естественно, главный милиционер.

Дальше события могут развиваться по давно накатанному сценарию: в независимости от того, каков будет результат расследования, Поддубный будет упорно заявлять о поджоге, распаляться все больше и от намеков перейдет к конкретным обвинениям. Можно даже предположить, что обвинен будет секретарь горсовета. Версия эта устроит всех, кроме самого Кернеса, а исполнители этой акции (в случае, если злой умысел все же будет доказан) найдены так и не будут.

Александр Фельдман, депутат Верховной Рады от Блока Юлии Тимошенко (а именно эту политическую силу представляет Поддубный в облсовете), не пополнил серию обвинений-намеков (обвинения-намеки уже стали фирменным знаком местного политикума) и не поддержал своего однопартийца. Он заявил: "Это не та газета, в которой есть такие проблемы. С таким тиражом такие проблемы не возникают. То есть я допускаю мысль и не хочу никого обижать, что это личные какие-то проблемы и личные какие-то разборки".