Для любого режиссера главное не разочаровать зрителя, и самое слабое место в этом плане – финал. Но часто разочарование вызвано слишком большими ожиданиями, которые, в свою очередь, зависят от пролога. В фильме Александра Ажа "Зеркала" между прологом и финалом - пропасть огромного размера.
Фильм начинается более чем лихо: стоя перед громадным зеркалом, немолодой уже мужчина со всего маху режет себе горло. Прямо от уха до уха. Впрочем, чего еще можно ожидать от автора ленты "И у холмов есть глаза"? Только резни. Хоть и не бензопилой, но кровавой.
Однако дальше фильм приобретает совсем другое течение. В кадре появляется изрядно постаревший, но не растерявший своего актерского обаяния Кифер Сазерленд, и лента внезапно оказывается загадочным и довольно напряженным мистическим триллером. Полицейский, перенесший психологическую травму из-за совершенного им убийства, вынужден уволиться из полиции и наняться ночным сторожем в пустующий после пожара громадный супермаркет. Там он сталкивается с непонятным явлением: ему кажется, что он слышит крики о помощи, а в огромном зеркале видит то, чего на самом деле нет. Со временем он понимает, что подобные явления он способен наблюдать в любой отражающей поверхности, более того, зеркала чего-то от него хотят. После трагической гибели сестры он понимает, что в своей просьбе зеркала будут безжалостны.
Благодаря актерской игре, первая часть фильма смотрится вполне по- хичкоковски, и кажется, что история с зеркалами имеет куда более глубокий философский смысл, но разгадки, обнаруженные героем Сазерленда, вмиг разрушают эти иллюзии. Зеркала разбиваются прямо на глазах зрителя.
И вот к финалу вы понимаете, что смотрите еще один вариант "Звонка". Так же, как, смотря "Звонок", вы понимали, что это еще одна вариация японского ужастика "Проклятье", который, в свою очередь, тоже, очевидно, вариация какой-нибудь классической сказки. Такой вот дошедший до степени кипения постмодернизм.
Действие вкручивается в нисходящий штопор так стремительно, что к финалу вместо загадочной мистики мы имеем какой-то вариант "Чужого против хищника", где ошалевший от смены жанра Сазерленд, будучи по колено в воде в подвале среди газовых труб, шмаляет из пистолета по прыгающей по потолку старушке отвратительно хэллоуинской внешности. Все это может и весело, но уж никак не соответствует настроению фильма и разочаровывает банальной в своей простоте развязкой.
Так и хочется повторить вслед за одним из героев фильма: "Зеркала - это только стекло и ртуть. И ничего более". В фильме Александра Ажа это именно так.