"Яблоко", ранее растворившееся в компоте Блока Юлии Тимошенко, снова всплыло на поверхность, причем вместе с рядом пузырей. Харьковский "яблочный пузырь" Сергей Потимков, по сообщению пресс-службы Харьковской областной организации (ХОО) партии "Батьківщина", был исключен из рядов этой партии, да не просто исключен, а с треском. Треск поднял главный БЮТовец Харьковской области Александр Фельдман, который заявил: "Позиции Сергея Потимкова не знает никто, в том числе и он сам". То ли Фельдман истребовал с Потимкова "местовые" за размещение стола в офисе "Батьківщини", то ли оштрафовал за курение на рабочем месте, но Потимков заявил, что с приходом Фельдмана в кристально чистые ряды БЮТа областной БЮТ превратился в филиал концерна АВЭК.
Кроме Потимкова, вместе с "Яблоком" "всплыли" Дмитрий Выдрин и Алексей Данилов. Три депутата-пузыря - вроде не много, но за ними стоит круглая, как яблоко, плешь Бродского. Главный "яблочник" в бытность свою депутатом Верховной Рады всегда был склонен к резким оценкам и ярким высказываниям. Например, термин "любі друзі" для обозначения окружения Ющенко, говорят, был "запущен" в политический эфир именно Бродским. Став депутатом Киевсовета, Бродский, судя по его высказываниям, разочаровался в деятельности БЮТа в Киевсовете, но "мосты" между собой и БЮТом окончательно не сжег.
Открытая конфронтация между Тимошенко и Бродским была продемонстрирована на
На первый взгляд ситуация с возрождением "Яблока" возникла из противостояния двух персоналий - Бродского и Тимошенко, но вполне возможно, что создание группы "яблочников" в составе БЮТ - это начало тенденции, которая может развалить оппозицию. Михаил Бродский, то ли по недомыслию и крайней амбициозности, то ли по злому умыслу (что более вероятно), запустил технологию, которая развалит оппозицию быстрее, чем одиночное или даже групповое перетягивание депутатов в коалицию национального единства.
Заманивание депутатов-оппозиционеров в ряды коалиции - дело хлопотное. Во-первых, ярлык "предателей", как ни крути, штука неприятная. Во-вторых, именно бегство граждан с депутатскими значками из оппозиции вызвало тот самый "кризис", над разрешением которого сохнут мозги президента, коалиционеров, юристов и судей Конституционного суда. А зачем? Ведь есть путь гораздо более простой и эффективный - путь раскола оппозиционных фракций на депутатские группы. Попробуем разобраться, к чему это приведет и чем этот путь выгоден для коалиции.
Первое. Создание депутатской группы в составе фракции полностью исключает навешивание ярлыка "предателей" на членов депутатской группы. Разве можно назвать предателем Потимкова, который, по его словам, остается оппозиционером до мозга костей?
Второе. Депутатская группа - вполне самостоятельная единица, оппозиция, но немного не та, т.е. разница в позициях руководителей парламентской фракции и парламентской группы обязана быть, иначе зачем выделяться? Имеет смысл снова вспомнить Потимкова, который заявил, что "тема перевыборов подогревается искусственно". Вот так - генеральная линия лидера блока оспорена, и это при том, что "мы были и остаемся оппозицией к действующей власти".
Третье. Депутатская группа - легкая добыча для коалиции. Договориться с группой депутатов, которые "немного не та оппозиция", элементарно просто - ведь эта группа уже как бы не связана узами идеологических догм с руководством блока, а потому открыта для диалога. Правда, коалиции с депутатскими группами придется вести ситуационную игру, договариваясь перед каждым голосованием. Но это проблема скорее техническая - при наличии опытных лоббистов и переговорщиков процесс "выпекания" договоренностей с группами можно будет поставить "на поток".
Четвертое. Такая ситуация выбивает оружие из рук президента, который утратит формальный повод обвинить парламентское большинство в нелегитимности: "неугодное" голосование депутата в каждом конкретном случае может дать повод обвинить его в "локальном предательстве" или "аморальности", но никак не в нарушении закона.
Пятое. "Проблема групп" снимает ответственность за "узурпацию власти" с коалиции. Коалиция будет делить ответственность за свои голосования с оппозицией, хотят этого оппозиционеры или не хотят, ведь депутатская группа – это все равно часть оппозиционного блока. Лидеры объединенной оппозиции устанут объяснять избирателям, что "мы - это одно, а они - другое". Да и объяснения эти вызовут у электората, и так разочарованного бестолковыми действиями "оранжевых", явное неприятие.
Что же дальше? А дальше путем создания депутатских групп в составе оппозиционных фракций оппозиция может быть расколота де-факто, де-юре, однако продолжая существовать. Можно даже предположить, кто возглавит следующую группу "немного не тех оппозиционеров". Вполне возможно, это будет Петр Порошенко, который явно не доволен избранием Кириленко лидером "Народного союза "Наша Украина" (НСНУ). Призывы Порошенко к Ющенко возглавить "Нашу Украину" выглядят явно надуманными. Никто лучше Порошенко не знает президента, и вряд ли он всерьез рассчитывал на то, что почетный лидер станет лидером фактическим. Подобный призыв выглядел скорее как сообщение: "То, что происходит в НСНУ, мне не нравится". Наверняка поэтому родился абсурдный слух о переходе Порошенко к регионалам. Переходить к регионалам Порошенко, конечно, не станет, но и подчиняться воле более молодого и неизмеримо менее весомого Кириленко вряд ли будет.
Кроме Порошенко, в рядах парламентской оппозиции есть немало представителей бизнеса, для которых генеральная линия на перевыборы означает либо очередные вливания в партийные кассы, либо потерю парламентских кресел, которые за год успели стать такими привычными. Именно они, очевидно, выделятся в депутатские группы, добавят к слову "оппозиция" слово "конструктивная" и будут ждать заманчивых предложений от коалиции, которые наверняка не замедлят последовать.