Что у вас сейчас в правой руке? Компьютерная мышь? А у меня она уже в левой руке – и не потому, что я левша. Поменять местоположение мышки посоветовал врач, которому я пожаловалась, что к концу рабочего дня стала испытывать в области запястья, ладони и пальцев правой руки неприятные ощущения – покалывание, слабость, иногда даже легкую боль. Это первые симптомы неполадок в кисти, возникающие у активных пользователей ПК, которые часами проделывают однообразные мелкие движения руками. Болевые ощущения могут распространиться также на локтевые суставы и предплечья.
Мышка бежала, хвостиком махнула
За такими симптомами может скрываться целый букет болезненных состояний конечностей, который свидетельствует о повреждении суставного и связочного аппарата. Медики объединили все эти случаи под общим названием RSI (англ. repetitive strain injury – «травма от постоянного напряжения»). Кстати сказать, в «группу риска» попали не только фанаты ПК, но и любители манипулировать кнопочками мобильников.
Человеческая рука, которую мы так бездумно эксплуатируем, – сложное творение эволюции, способное выполнять самые разнообразные и удивительно точные движения. Чтобы мы смогли просто кликнуть мышкой по ссылке, кора головного мозга должна дать соответствующую двигательную команду нервам, которые передадут ее мышцам, слизистые сумки, выполняющие роль смазки, должны обеспечить скольжение сухожилий, а кровеносные сосуды – принести тканям руки дополнительные питательные вещества и кислород.
При работе с устройствами ввода – мышкой и клавиатурой – никакого разнообразия нет. Мы часами совершаем одни и те же движения, тысячи и тысячи одинаковых движений кистью за рабочий день, а живое тело, как и любой другой механизм, быстрее всего изнашивается в тех местах, на которые приходится наибольшая нагрузка. Один из самых распространенных видов RSI – туннельный карпальный синдром. Он получил название от карпального туннеля, который находится на ладонной поверхности запястья. При постоянном напряжении и сдавливании он сужается и зажимает проходящие внутри сухожилия и нервы, которые отвечают за управление кистью. Иногда синдром развивается годами, иногда – за считанные дни.
Похожие недуги, вызванные чрезмерной и однообразной нагрузкой на руки, для медицины – не новость. Поскольку и раньше были свойственны людям разных профессий: чертежникам, водителям, рабочим конвейерных производств, швеям, музыкантам, машинисткам. Однако сейчас в связи с массовой компьютеризацией число проблем с суставами рук стало быстро расти.
Сейчас в США численность больных RSI оценивается в 10 % всей рабочей силы. Все больше стран мира признает этот недуг профессиональным заболеванием, по которому положены больничные, оплата медицинских расходов и прочие социальные блага.
Первые сообщения медиков о существовании «травм напряжения» появились в США в 1982 году, а десять лет спустя там уже были поданы первые иски против работодателей и производителей. Еще через несколько лет эта волна достигла Евросоюза, где появились нормативные предписания к эргономике рабочего места и была введена оплата нетрудоспособности по RSI.
Наши пальчики устали…
Хочу несколько успокоить читателей, для которых компьютер является профессиональным инструментом. Во-первых, кистевой синдром настигает далеко не всех пользователей – есть немало счастливцев, которые десятилетиями пользуются технологическими новинками, не испытывая при этом никаких неприятных ощущений. Во-вторых, существуют методы его профилактики. И, в-третьих, он поддается лечению.
– Олег Федорович, приходилось ли вам за 18 лет работы лечить пациентов, пострадавших из-за компьютерной мышки? – спрашиваю Олега Артюшенко, заведующего травмпунктом Харьковской клинической больницы № 31, которая специализируется в области хирургии кисти.
– Случаи дегенеративно-дистрофических заболеваний, связанных с работой за компьютером, в последние годы далеко не редкость. Раньше такого рода патология считалась возрастной, поскольку ей были в основном подвержены люди старше сорока лет, чаще женщины. Сейчас же болеют и молодые люди, причем между длительностью их работы с ПК и возникновением заболевания существует прямая связь.
– Каковы методы лечения?
– При онемении рук, потере чувствительности в некоторых участках, нарушении функции кистевого сустава мы используем медикаментозные средства и физиотерапию, которые снимают воспаление тканей, а также накладываем фиксирующие повязки. Обязательно ограничение нагрузок. Если процесс затрагивает локоть и плечо, нужна консультация вертебролога – подобную картину может давать и остеохондроз шейных отделов позвоночника. В тяжелых случаях – при непреходящей потере чувствительности в пальцах и резком снижении мышечной силы, что является признаками необратимости заболевания, – мы предлагаем оперативное вмешательство. Рассечение фиброзного канала и ревизия нерва – операция достаточно эффективная.
– Но лучше до этого не доводить…
– Безусловно. Пользователь должен насторожиться при самых первых ощущениях усталости в пальцах и ладони, когда болезнь еще обратима. Это чувство онемения в пальцах руки или рук, покалывание, легкое дрожание, снижение кожной чувствительности, ночные боли. Поначалу не очень заметная усталость в руках имеет коварное свойство накапливаться, становиться хронической и проявляться в болезнях суставов и сухожилий.
– Что вы можете порекомендовать в таких случаях?
– Теплые компрессы, ванночки с морской солью, легкий массаж, кремы для рук, противовоспалительные гели, смена руки на мышке. Нужно делать специальную гимнастику для пальцев. Помните, как в школе – «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…»? Разумное чередование работы и отдыха. Я всегда советую пациентам, работающим с ПК, заняться каким-нибудь видом спорта, не связанным с большими нагрузками на кисти рук.
– Американские ученые пришли к выводу, что перегрузки кистей можно снизить посредством большой мыши с выпуклостью, поддерживающей ладонь...
– По-видимому, они дают возможность кисти принять более естественное, так называемое среднефизиологическое положение. Вспомните: мы обычно не ходим с прямыми пальцами, кисть всегда немножко согнута. В таком положении сгибательные и разгибательные мышцы находятся в наиболее физиологически комфортном положении.
– Можно ли, на ваш взгляд, отнести такого рода проблемы к профзаболеваниям?
– Это достаточно сложный вопрос. С одной стороны, здесь есть явная связь. С другой – у нас есть немало пациентов с теми же заболеваниями, никогда не работавших с компьютером. В частности, синдром карпального канала может быть связан с наследственностью, излишним весом, переломами костей, кормлением грудью, болезнями почек, перенесенным гриппом, нарушениями обмена веществ и другими обстоятельствами.
…Пока одни заполучают RSI, а другие их лечат, третьи ломают голову, как сделать, чтобы эти проблемы и не возникали. На выручку пользователям приходит эргономика. Эта наука изучает способы взаимодействия человека и компьютера, а также способы оптимальной организации рабочего места. Специалисты доказали, что главные условия для сохранения опорно-двигательного аппарата здоровым – это правильная посадка на рабочем месте и правильный подбор манипуляторов.
Спина должна опираться на спинку кресла, руки должны полностью опираться на подлокотники кресла или рабочий стол, клавиатура – располагаться ниже локтей. А устройства ввода информации нужно выбирать, что называется, по руке, как издавна делали люди, работающие с различными инструментами, начиная от плотницкого топора и заканчивая скальпелями. Сейчас мышь или клавиатуру выбирают исходя из функциональности и внешнего вида. Между тем самое главное при работе с компьютером – пользователю должно быть комфортно.
Мышь, в частности, должна соответствовать размеру руки. То есть в спокойном состоянии кисть должна лежать на мыши, не свешиваясь по бокам и не собираясь над ней в напряженную горсточку. При этом запястье и предплечье должны лежать на столе постоянно, а катать мышь по столу надо только движениями пальцев. С клавиатурой ситуация другая – специалисты по эргономике заявляют, что классический «прямой» вариант – пережиток времен пишущих машинок, а пользоваться нужно современной эргономичной клавиатурой, то есть с разворотом двух блоков относительно друг друга и с «горбом».