«Будущее электромобилей может зависеть от добычи критически важных металлов со дна океана» - это точка зрения инженера, ведущего крупное европейское исследование новых источников добычи полезных ископаемых.

Растет спрос на кобальт - важный компонент в батареях, и он в изобилии содержится в скалах на морском дне.

cobalt

Лорен де Йонге, который руководит проектом, говорит, что переход на электромобили означает «нам нужны эти ресурсы». Проект включает в себя уникальную серию подводных экспериментов, предназначенных для оценки воздействия извлечения горных пород со дна океана на окружающую среду. В спокойных водах в 15 км от побережья Малаги на юге Испании прототип горнодобывающей машины на дистанционном управлении был спущен на морское дно. Камеры, прикрепленные к машине Apollo II, фиксировали ее прогресс и, что особенно важно, следили за тем, как алюминиевые гусеницы пробуждали облака песка и ила по мере их продвижения. Ряд датчиков был расположен поблизости, чтобы измерить, как далеко эти облака переносились течением. Наибольшая проблема глубоководной добычи – разрушение морской флоры и фауны на обширной территории.

Концепция глубоководной добычи обсуждалась десятилетиями, но до сих пор считалось, что ее слишком сложно реализовать в условиях высокого давления и полной темноты на глубинах около 5км. Но в настоящее время технологии продвинулись до такой степени, что десятки правительственных и частных предприятий оценивают потенциал шахт на дне океана.

Зачем же менять существующие методы добычи? Ответ прост: камни морского дна гораздо более богаты драгоценными металлами, чем камни на суше, и их проще добывать. Миллиарды камней размером с картофель, известные как «друзы», заполняют бездонные равнины Тихого и других океанов. Во многих из них содержится кобальт, который внезапно становится востребованным, поскольку бум производства батарей набирает обороты. В настоящее время большая часть мирового кобальта добывается в Конго, откуда в течение многих лет поступали сообщения о детском труде, нанесении ущерба окружающей среде и широко распространенной коррупции.

Расширение добычи не является простым делом, поэтому ведущие горнодобывающие компании оценивают потенциальные преимущества глубоководного кобальта.

Лорен де Йонге, отвечающая за проект ЕС, известный как «Синие друзы», сказала: «Добывать не трудно - вам не нужно углубляться в тропические леса или в шахты. Он легко доступен на морском дне, это почти как сбор урожая картофеля на глубине всего 5 км в океане». И он говорит, что перед обществом стоит выбор: в будущем могут быть альтернативные способы изготовления аккумуляторов для электромобилей - и некоторые производители их изучают - но современные технологии требуют кобальта. «Если вы хотите сделать быстрое изменение, вам нужен быстрый кобальт, и вам нужно его много - если вы хотите сделать много батарей, вам нужны ресурсы для этого».

Его мнение подтверждается группой ведущих ученых из лондонского Музея естественной истории и других учреждений. Недавно они подсчитали, что для достижения поставленных в Великобритании целей в отношении электромобилей к 2050 году потребуется почти вдвое больше текущего мирового производства кобальта.

К сожалению, никто не может быть полностью какой ущерб глубоководная добыча нанесет для экосистемы, и это делает исследование из Испании очень актуальным. Широко известно, что все, что находится на пути горнодобывающих машин, будет уничтожено - в этом нет никаких сомнений. Но что неясно, так это то, как далеко будет распространяться ущерб, в частности размер шлейфов ила и песка, а также расстояние, которое они пройдут, потенциально угрожая морской жизни далеко за пределами места добычи. «С каждой новой человеческой деятельностью часто трудно предвидеть все ее последствия в долгосрочной перспективе» - говорит ученый Хенко де Стигтер из голландского морского исследовательского института NIOZ. «Что нового здесь, так это то, что мы входим в среду, которая почти полностью не затронута человеком».