Серьезный внешнеполитический кризис, в котором находится сейчас Украина, имеет одну причину. И у этой причины есть конкретная фамилия – Трамп. Так думает подавляющее большинство украинцев. На самом деле все гораздо сложнее. Конечно, не стоит приуменьшать роль личности в истории, но в данном случае дело не только в личности. Дело в том, что Трамп является проводником вполне конкретной идеологии и связанного с ней общественного движения. Это движение называется MAGA.

Аббревиатура MAGA, что расшифровывается как "Make America Great Again" ("Сделаем Америку снова великой"), была раскручена Трампом, но придумана не им. Впервые эту фразу использовал Рональд Рейган во время своей кампании 1980 года. Рейган говорил о возвращении к американским ценностям, экономическому процветанию и национальной гордости после сложных 1970-х годов. Однако Трамп сделал этот лозунг культовым, зарегистрировав его как торговую марку в 2012 году и активно используя в 2016-м, когда он стал центральным элементом его риторики.
Но лозунг - это просто лозунг. Интересно, чем он наполнен и в чем заключается «величие», о котором говорят трамписты. Итак, попробуем разобраться.

Назад в "золотой век"

MAGA — это «машина времени», застрявшая в романтизированном прошлом. Какой именно год они хотят вернуть — 1950-е с их заводами и домохозяйками или 1980-е с Рейганом и кассетами VHS, — неясно, но главное, чтобы всё было "как раньше". Сторонники MAGA верят, что Америка когда-то была великой, а потом её "испортили" — глобализацией, иммигрантами, хиппи... В общем, MAGA-ностальгия — это как брюзжащий дедуган, который твердит о том, что раньше трава была зеленее.

"America First" с акцентом на "только America"

MAGA ставит США в центр вселенной, а остальной мир оставляет где-то на периферии, желательно за высокой стеной. Для них международные соглашения вроде Парижского климатического договора или NAFTA — это кабала, из которой Америку надо "освободить". То есть не то чтобы Америка важнее (а это общее место консервативных американских политиков), а Америка – это единственное, что вообще имеет значение. 

Элиты — в топку

MAGA ненавидит элиты — вашингтонских бюрократов, университетских профессоров, голливудских звёзд. Их риторика строится на противопоставлении "мы, народ" против "они, болото". Трамп — миллиардер из небоскрёба, но, тем не менее, он - "свой парень", потому что «говорит что думает» и ест бургеры.

Троллинг либералов

MAGA обожает троллить либералов. "Политкорректность" для сторонников MAGA — это кандалы, а "культура отмены" — охота на ведьм. Они видят в прогрессивной повестке (гендерные местоимения, BLM, зелёная энергия) угрозу "настоящей Америке".

Культ личности

Без Трампа нет MAGA. Он не просто лидер, а символ — человек, который "говорит правду" и "бьёт врагов". Его харизма, грубость и умение держать внимание превратили движение в фан-клуб с политическим уклоном. Трамп для MAGA — это как рок-звезда для подростков: можно не разбираться в нотах, главное, чтобы качал зал и злил родителей. 

В общем, MAGA — это идеология-бунтарка, которая взяла консерватизм, добавила национализма, популизма и немного цирка, а потом надела красную кепку. Она говорит с теми, кто устал от элит, перемен и "чужих", обещая вернуть ту Америку, в которой всё просто и понятно.
Можно сколько угодно иронизировать о MAGA, но факт остается фактом: MAGA победила на президентских выборах. Почему? Дело тут не только в привлекательности MAGA для части американцев, а в том, как вели себя либералы, то есть демократы. 

Во-первых, это самоуверенность, и уверенность в том, что их идеи — это вершина эволюции мысли. Климат? Разберёмся. Гендеры? У нас их 72, выбирайте. Экономика? Больше налогов и бесплатного всего! А кто эти идеи не разделяет, тот - «лишняя ветвь эволюции». Вообще, снобистское презрение к «дремучим народным массам» стало фирменной фишкой демократов, и народные массы расстроились.

Во-вторых, демократы перегнули палку с политкорректностью. Либералы построили целую индустрию из "правильных слов". Нельзя сказать "нелегал" — только "человек без документов". Нельзя пошутить про меньшинства, даже если шутка смешная. MAGA плюёт на это с высокой колокольни: Трамп называл кого угодно как угодно, и толпа ревела от восторга.

В-третьих, либералы утопают в абстракциях: "системная справедливость", "зелёная экономика", "инклюзивность". Это звучит красиво на семинарах в Беркли, но для фермера из Айовы — как инструкция IKEA на санскрите. При этом MAGA говорит конкретно: "Я построю стену, верну заводы, дам вам уголь". Например, "Green New Deal" от демократов обещал чистую энергию, но для шахтёров Западной Вирджинии это означало "прощай, работа". MAGA просто крикнула: "Уголь жив!" — и взяла штат.

Были, конечно, еще причины, и не одна, но мы же говорим об идеологической составляющей. С этой точки зрения либералы проиграли, потому что забыли, что Америка — это не только Бруклин и Сан-Франциско, но и «ржавые» города, где люди хотят работы, а не лекций. MAGA дала этим людям флаг, гимн и чувство, что их услышали.

Теперь о том, что интересует нас особенно. Как отразится победа идеологии MAGA в США на внешней политике? Точнее - уже отразилась. Внешняя политика США превратилась в нечто среднее между вестерном, стендапом и торговой войной на стероидах. Для Украины настали очень непростые времена. Мы все это наблюдаем.

Впрочем, тут есть, как ни странно, один положительный момент. Если воспринимать внешнюю политику США не как набор закидонов одного человека, а как проявление вполне конкретных положений вполне конкретной идеологии, все становится на свои места и становится более понятным, а значит – в чем-то удобным. В конце концов, если задуматься, Трамп действует исключительно в парадигме MAGA. Так или иначе все сводится к изоляционизму и стремлению монетизировать все что можно, то есть получить прямую конкретную выгоду. Все сводится к «сделке», любимому словечку Трампа. И насчет поторговаться – поклонники MAGA всегда не против. Главное – иметь, что им предложить. Это, конечно, потребует смены образа внешнеполитического мышления, но никак не означает закрытие возможностей для сотрудничества с США.

И второй положительный момент. Воцарение Трампа уже привело к поляризации в мире вообще и в Европе в частности, что подталкивает отдельных партнеров к более активной помощи Украине в пику сторонникам MAGA. В определенном смысле это окно возможностей для Украины, которым вполне можно воспользоваться. Тем более, американцев это никак не обидит. Просто потому, что «обиды» - это не про MAGA. Им на это просто наплевать. Они существуют в другой системе координат.

В общем, подводя итог, можно сказать, что MAGA превратила внешнюю политику США в реалити-шоу с высоким рейтингом, но сомнительным сюжетом. Союзники пребывают в легкой панике, противники — злорадствуют, а нейтралы — запасаются попкорном. Америка станет громкой, самоуверенной и слегка хаотичной — как ковбой, который врывается в салун, размахивая револьвером, но не имеет плана, что делать дальше.

Мир, конечно, не рухнет (наверное), но привычный порядок затрещит по швам. Европа начнёт взрослеть, Китай — наглеть, а РФ — ухмыляться. И где-то посреди этого бардака MAGA будет кричать: "Мы снова великие!" Так ли это на самом деле — уже другой вопрос. Главное, чтобы камеры снимали, а твиттер гудел. А Украина во всем этом должна проявить недюжинную сдержанность, хитрость и изворотливость. Тогда мы и MAGA переживем. В конце концов, и не такое переживали.