Сотрудничество с вузами - непременная составляющая работы социально ответственных предприятий. Дуальное образование помогает повысить уровень подготовки студентов и закрепить теоретическую базу практикой. Компании, в свою очередь, получают возможность восполнить дефицит высококвалифицированных специалистов.
Дуальное образование - это совмещение теоретической базы в вузах с практикой в профильных организациях. В результате сотрудничества предприятия получают потенциальных квалифицированных сотрудников, учебные заведения - престиж и повышение уровня подготовки студентов в реальных условиях.
Педагоги отмечают, что симбиоз с бизнесом также открывает доступ к профессиональным инновациям и прогрессивным методикам.
Преподавательница ХПИ Алена Тульская
За нововведениями энергетического сектора не может уследить даже интернет. Создаются современные программные комплексы, доступ к которым имеют крупные предприятия вроде газодобывающих. В рамках партнерства компании предоставляют студентам актуальную информацию, - рассказывает преподавательница ХПИ Алена Тульская.
Обучение происходит на основе договора между работодателем, вузом и студентом. Дуальная система обучения наиболее актуальна для производственной, аграрной и ИТ-сфер.
Дуальное обучение - уникальные перспективы для будущих инженеров
Дуальную систему обучения успешно внедряют в Харьковском политехническом институте. На кафедре "Добычи нефти, газа и конденсата" обучают специалистов нефтегазовой инженерии. Практическая подготовка в этой отрасли является ключевой.
Социально ответственные предприятия всячески способствуют обучению потенциальных сотрудников. Компании ДТЭК Нефтегаз, САРС "Ликво" и УкрНИИгаз (Группа Нафтогаз) взаимодействуют с вузами уже не первый год. С третьего курса студентов приглашают на производственную практику. С первого и второго - на ознакомительную.
Студенты ХПИ на экскурсии в начале производственной практики
Старший инженер производственного отделения по добыче газа Группы Нафтогаз Вячеслав Шендрик неоднократно был руководителем студенческой практики. Компания очень ответственно подходит к организации производственной практики.
Студент приходит на предприятие с направлением от вуза. В отделе кадров ему выбирают руководителя практики и оформляют договор о неразглашении конфиденциальной информации. Куратор знакомит студента со структурой предприятия. Далее - собеседование с руководителем. Подбирают месторождение, на котором будет работать практикант. И он отправляется на производственные объекты с руководителем практики после прохождения инструктажа по охране труда, - рассказывает Вячеслав Шендрик.
Старший инженер производственного отделения по добыче газа Группы Нафтогаз Вячеслав Шендрик
Инженер убежден, что усвоение теоретических знаний невозможно без практики. Партнерство вузов и предприятий позволяет уберечь молодых специалистов от "подводных камней".
Без симбиоза методов обучения студенты получают профессиональное образование низкого качества. Зачастую приемы, описанные в университетских учебниках, не работают на деле, - отмечает он.
Студенты Харьковского политехнического института на практике
По словам преподавательницы ХПИ и сотрудницы компании УкрНИИгаз (Группа Нафтогаз) Виктории Романовой, большинству выпускников удалось найти работу именно благодаря дуальному обучению.
Я - куратор группы магистров. В этом году студенты проходили практику в онлайн-режиме. Работодатели не могли рассмотреть потенциал и амбиции потенциальных сотрудников. Только по этой причине в 2020-м никто не трудоустроился. А вот большинство выпускников прошлых лет работают на предприятиях, которые посещали в рамках программ производственной практики. В частности, в компании УкрНИИгаз, - говорит Виктория Романова.
В Украине есть запрос на дуальное обучение
В ноябре прошлого года Министерство образования Украины изучило осведомленность работодателей о дуальном обучении и их готовность присоединяться к подготовке студентов.
За первый год проекта из 300 стажировок зафиксировали лишь шесть случаев разрыва договоренностей между вузом и предприятием по инициативе работодателей. Причины - карантин, кризис или прогулы практикантов. Однако большинство предприятий - участников пилотного проекта видят будущее в дуальном образовании.
Для повышения эффективности сотрудничества с вузами предприниматели используют мотивационные инструменты - оплачивают студентам отработанные часы, покрывают расходы на питание или назначают стипендии. Большинство опрошенных руководителей предприятий считают дуальное обучение очень эффективным инструментом.
Это одна из причин, почему МОН оставляет дуальное обучение в приоритетах на 2021 год:
Дуальное обучение в Украине внедряется уже третий год. Оно ведет к увеличению практической подготовки студентов. В 2019/2020 учебном году по программе дуального обучения подготовили почти 12,5 тысячи выпускников в кооперации с промышленными предприятиями, - отмечает министр образования и науки Украины Сергей Шкарлет.
Внедрение дуальной формы обучения в Украине набирает обороты. Новые методики сопутствуют совершенствованию уровня образования и сферы бизнеса. Вузы получают престиж и возможность развиваться. Предприниматели - высококвалифицированных сотрудников.
Воодушевление участников процесса показывает, что в обществе есть запрос на дуальное обучение. Единственный фактор, который может помешать, - экономический. Дуальная форма обучения будет работать только в том случае, если будет развиваться экономика.
Иванна Андрущенко