После Будапешта, Рима, Ватикана и Парижа блогер Александр Костенко
Удивительный, удивительный, удивительный город. Пряничный, уютный, камерный, с небольшими домиками и узкими каналами, город велосипедов и город деталей, город чаек и дрожащих отражений стрельчатых крыш. Здесь огромные, прекраснолицые коты сидят на подоконниках маленьких кафешек, здесь краснорукие коренастые уборщицы выбивают коврики на порогах маленьких публичных домов, витрины которых полузакрыты пурпурными портьерами, здесь черепичные старинные крыши встречают с востока солнце.
Здесь можно фотографировать каждую мелочь - маленькие скульптуры в нишах домов, внезапные картинки в рамочках на наружных стенах, медные кольца дверных ручек, бесконечные стоянки велосипедов, замшелые бока лодок в каналах, крохотные витрины булочных. Мы здесь всего-то ничего, но я уже люблю это рождественское в своей праздничности место.
Этот город сделан для человека. Во имя его радостей и для его удовольствия. Ты можешь идти по улице и внезапно встретить на мостовой женскую грудь в волевом зажиме мужской руки. Совершенно беспричинно и без всякой связи. Просто женская грудь. Просто потому, что это красиво. Просто потому, что это поднимает настроение. Просто потому, что в этом городе каждый гвоздь работает на потребителя и его потребность. Просто потому, что здесь любят людей и хотят, чтобы в этом удивительно красивом месте им было хорошо.
Амстердам заботится о вас и вашем настроении, everytime&everywhere. Здесь даже ночные автобусы курсируют с часу ночи до шести утра, чтобы уставший путник не шел на четвереньках домой, огибая многочисленные каналы с их лебедями и чайками.
Амстердам - город, в котором можно все, но никто не злоупотребляет этими свободами. Здесь такая высочайшая степень толерантности, что окружающим совершенно все равно - идешь ли ты с голым задом, куришь гашиш посреди набережной или, хохоча, взбираешься на фонарный столб и оттуда поешь хриплый африканский госпел, как это видели вчера мы на одном из мостов через каналы.
Здесь такая доброжелательность и лояльность, что в голову даже не приходит нарушать те немногие каноны порядка, которые здесь остались. За два дня я не увидел ни пьяных в хлам, ни упоротых до невменяемости, ни сколь-нибудь агрессивных маргиналов.
Вы, конечно, будете спрашивать за девочек. Ничего сверхъестественного - сюда ездят возбуждаться от факта доступности, а не от каких-то невероятных предложений рынка. Много престарелых и помятых бытием, есть молоденькие, есть хорошенькие, есть те, кто просто стоит в витрине, есть активные, стучат тебе изнутри в стекло, приоткрывают дверь, выкрикивают вслед, смеются, высовывают и машут длинными змеиными языками. Очень много славянок, негритянок раз-два и обчелся, некоторое количество типажей юга Европы - испанок, мулаток, есть филлипинки или какие там еще бывают труженицы азиатского региона. Лично мне крепко понравилась только одна - высокая худая блондинка в стильных очках, похожая на Ксюшу Собчак. Все как одна девочки оставляют впечатление выставочных кукол; да и надо ли стараться рассмотреть человеческое за стеклышком, подсвеченным красным неоном.
Вы, конечно, будете спрашивать за кофешопы. Тоже ничего сверхъестественного: описанные Конан-Дойлем курильни гашиша в 19 веке ничуть не изменили своего интерьера; разве что курильщиков в чалмах и беспамятстве сменили студенты-европейцы с айфонами и такими же отсутствующими глазами. В комнатках с низкими потолками все так же накурено до тумана, все так же никому ни до кого нет дела, все так же огромный негр-вышибала периодически заглядывает в отдаленные уголки, широко улыбаясь и металлическим цепким взглядом охватывая на миг посетителей.
Это город без барьеров во всех смыслах - без границ, без бордюров, без ограничителей; разделяющие полосы здесь условны и максимум обозначены разной фактурой тротуарной плитки. Это очень осознанный город, здесь можно все, но все решения принимаешь ты сам и сам несешь за них ответственность. Это город для вменяемых людей, навстречу таким открываются все двери - от стеклянных низеньких, зашторенных красной портьерой, до хлипких деревянных, за которыми винтовые лестнички спускают тебя в подвальчики с непроходимым галлюциногенным смогом. Амстердам умеет понравиться и взамен требует одного - терпимости к чужим потребностям. Он живет по принципу: если у тебя есть какая-либо потребность, ты можешь и должен удовлетворить ее. Это город легкости и уважения к любому запросу. Спокойный, доброжелательный, гибкий, город, которому хочется нравиться.
Амстердам - город-картинка, идеальная голливудская картинка для совершенно четкой целевой аудитории. Это пряничный рай для всяких хипстеров, креаклов и фрилансеров, свободных художников, бездельников, тихих любителей потянуть коктейль через соломинку или еще более тихих клиентов широкоплечих вертких негров-продавцов героина на мосту между бесчисленными витринами с живыми манекенами женщин. Это тот стильлайф, к которому тяготеет любой антагонист офисной жизни с ее продавенными стульями, взбучками у начальства и квартальными отчетами. Я бы наверное хотел здесь работать - снять маленькую мансарду с квадратными плоскими окошками с видом на канал и замшелые камни фундаментов, омываемые северной текучей водой, с наглым хозяйским котом на подоконнике соседской булочной и почти отвесной лесенкой с улицы. Здесь ровный, нестрессовый ритм жизни, заданный мягким током воды и небыстрым велосипедным шуршанием шин по брусчатке. Над городом нет скверной энергетики, потому что сильный теплый ветер выдувает по трубам каналов всю сытость и порок удовлетворенных желаний, а неудовлетворенных желаний в Амстердаме не случается.
Ты берешь чашку кофе и всякого, садишься у окна, под которым ощетинилась парковка велосипедов, через велодорожку от окна качает чаек вода канала, не торопясь проходят мимо люди; кто в соседнее кафе, кто дальше по улице, к лавочке на самом краю берега. Люди не спешат, их ритм равняется ритму сердца в созерцательном, плывущем в дыму кофеен состоянии. Здесь в принципе любая деталь резонирует с твоим внутренним состоянием, отчего в сознании случается великолепная иллюзия полной самогармонии. И тебя - креакла, хипстера, фрилансера или отпускника-владельца небольшого, но стабильного бизнеса дома - просто разрывает от перфекционизма момента, особенно когда тебя лайкает офисный узник.
Но в раю нельзя жить постоянно - просто потому, что нельзя. И спустя несколько дней ты бросаешь в сумку вещи, пропитанные туманом этого удивительного города, и едешь дальше в ночь, чтобы опять вернуться сюда и почувствовать себя совершенным. Почувствовать, что ты и есть I'amSterdam, а улочки, кофейни и каналы ждут именно тебя, ждут, пока ты сядешь у окна с видом на чаек и крохотные булочные, закуришь и будешь пробовать на вкус идеальную и такую же иллюзорную свободу.