В первый день войны начальник облуправления СБУ пытался захватить власть в Харькове. Об этом губернатор Харьковской области Олег Синегубов
По его словам, за день до вторжения, 23 февраля, он принимал управленческие решения по приказу военного руководства. Тогда был создан штаб обороны Харькова и области. Вечером 23 февраля поступило указание закрыть аэропорт "Харьков": была информация о возможной высадке десанта.
Около 5 часов утра 24 февраля Синегубов позвонил тогдашнему главе СБУ Харьковской области Роману Дудину и задал вопрос: "Что, таки да?" Дудин ответил: "Да. Вторжение".
В шесть утра в здании ХОГА на площади Свободы собрались губернатор, мэр и их замы. Около 8 утра состоялся первый селектор с Офисом президента. Синегубов рассказал, что было много неотложных вопросов, главный из которых - эвакуация. Кроме того, нужно было координировать строительство укреплений и блокпостов. Город и область уже были под обстрелами и авиаударами.
По словам Синегубова, около 10 утра ему позвонил Дудин и попросил осмотреть губернаторский кабинет: якобы есть информция, что там побывали российские диверсанты. Губернатор попросил свою помощницу впустить силовиков в кабинет, чтобы они его проверили. Через пять минут в Сети появилось фото пустого кабинета.
"То есть они что сделали? Они выключили свет и убрали стол. Сфотографировали пустой кабинет, пустой стол - и опубликовали это в соцсетях. Моя помощница зашла в кабинет, спросила у работников СБУ, что они делают. Они прямо ответили, что у них такой приказ", - рассказал Синегубов.
Он поднялся вместе с Тереховым в свой кабинет, но СБУ и спецподразделение "Альфа" вывели их оттуда. До запланированного на полдень селектора с Офисом президента оставалось 15 минут.
Синегубов звонил Дудину, но тот не отвечал.
О случившемся губернатор сообщил тогдашнему генпрокурору Ирине Венедиктовой и секретарю Совета нацбезопасности и обороны Алексею Данилову. После этого прошло совещание с ОП, и СБУ было приказано покинуть здание администрации.
На вопрос, такие действия СБУ были просто неправильным решением Дудина или же их специально спланировали, Синегубов ответил, что это однозначно были спланированные действия.
"Это была специальная провокация, чтобы захватить власть в Харькове и Харьковской области, поскольку я знаю, что он отдавал приказы еще касательно горсовета, но там у исполнителей оказался разум, и они решили не выполнять заранее преступных приказов. Это была попытка захвата власти и отстранения руководства области и города от выполнения своих обязанностей, это было явно не на пользу обороноспособности и города, и области", - заявил Синегубов.
Также Синегубов сообщил, что к вечеру 24 февраля Дудина уже не было ни в городе, ни в области.
Здание администрации после утреннего ЧП охраняли Нацгвардия и "Альфа". Вечером выяснилось, что охраны в здании нет вообще. Синегубов отметил, что "с удивлением для себя узнал, что мы сами". Тогда он позвонил руководителю облуправления Нацполиции Владимиру Тимошко и попросил два-три полицейских, чтобы "если что-то у нас будет начинаться, мы были проинформированы, потому что мы в полном составе находимся в административном здании, а это стратегический объект".
Офис президента знал ситуацию с Дудиным с 24 февраля, но глава СБУ был отстранен от должности в мае. По словам губернатора, это связано с проведением досудебного расследования.
Синегубов отметил, что вопрос о том, является ли Роман Дудин российский агентом, должен выяснить суд. Губернатор убежден, что "след там есть, потому что не может человек такого уровня и ответственный за такое направление принимать такие решения".