27 февраля, на третий день полномасштабного вторжения РФ в Украину, оккупанты прорвали оборону и зашли в Харьков на легкой бронированной технике. В течение нескольких часов защитники города перерезали россиянам пути, заблокировали и уничтожили вражеских диверсантов. Самый масштабный бой в тот день состоялся в стенах школы №134, которая в результате столкновения превратилась в руины. Как защитникам удалось отразить штурм,
Заблудились по старым картам
Командир спецподразделения Константин Немичев вспоминает, оккупанты прорвали оборону Харькова на Алексеевке, хотя военные ожидали штурма на другом участке.
"27 февраля - это первый и единственный их прорыв в Харьков. Он произошел на Алексеевке, колонна заехала в город. Мы рассчитывали, что будет прорыв с Циркунов, Северной Салтовки, теоретически там у них было больше шансов прорваться, но мы там больше сил бросили для укрепления, поэтому они решили прорваться по другому направлению", - рассказал Немичев.
Въехавших в город российских "Тигров" защитники Харькова отлавливали уже на улицах Пушкинской, Веснина и Шевченко.
"Школа №134 была их последним форпостом: колонну мы разбили, они заблудились. Потом мы проводили анализ и выяснили, что они двигались по старым картам, где еще не было новых построек, поэтому они просто заблудились в Харькове, и не смогли попасть к тем точкам, в которые они должны были прийти", - вспомнил командир Kraken.
Во время операции военные взяли в плен двух российских разведчиков. Те сказали, что их главная задача - устроить в городе хаос.
"Разведчики рассказывали, что у каждой группы была своя задача. Например, у тех, кого мы взяли, была цель взорвать теле- и радиобашню, чтобы в городе исчезли связь и телевидение, был хаос. Другие группы также имели задачи, конечная цель которых был хаос в городе, чтобы другие колонны заходили в Харьков", - отметил Немичев.
"Увидел "Тигра" с буквой "Z"
Боец спецподразделения с позывным "Рава" вспоминает, что в ночь на 27 февраля дежурил на юго-востоке города.
"27 февраля мы были в районе ХТЗ, там - дорога на Чугуев, ее считали такой же опасной, как дороги на Алексеевку, Белгородское шоссе, Северную Салтовку. У моей группы была задача не дать прорваться вражеской колонне в город. Мы 26 февраля выехали на позицию, ожидали, что если в город будет заходить колонна, будем вести с ними прямой контакт", - рассказал "Рава".
Ночь в зоне ответственности бойца прошла спокойно.
"Рано утром мы снимались с позиций. Уже в городе, когда переезжали мост, я повернул голову и увидел "Тигра" с буквой "Z". Я был в шоке. Надо было найти противника и вести с ним боевые действия, ликвидировать их", - поделился боец.
По его словам, попавшие в город россияне разделились на несколько ударных групп.
"Колонна была не одна. Зашла первая, вторая, третья, приходилось перемещаться по городу, искать их, выкуривать, чтобы в городе их не было, чтобы не могли закрепиться, как это произошло в школе. У нас были пленные, так что ты понимаешь уже, которые у них стояли задачи захватить школу, телебашню, воинскую часть. Если бы еще одна группа закрепилась бы как в школе, было бы больше разрушений", - отметил "Рава".
Штурм и пожар
В школе №134 по улице Шевченко удалось закрепиться группе россиян из 30 человек. Константин Немичев говорит, это здание оккупанты выбрали не случайно.
"Школу они выбрали не просто так, это стратегический объект, где есть бункер, подвал, они это понимали", - рассказал Немичев.
"Рава" говорит, сдаваться россияне, которые базировались в школе, не собирались:
"Там была спецагентура - псковские десантники, разведчики".
Штурмовать здание сложно: там много комнат, дверей и закоулков.
"Чтобы зачистить здание, нужно сначала зачистить первый этаж и закрепиться, потом второй, лестницу... Когда был контакт, было сложно выбить, потому что там большой коридор. Мы в школу заходили, у нас были ранены. Долго все это продолжалось, поэтому приняли" решение, что надо их как-то отсюда выкуривать. Работали из РПГ, после нескольких попаданий какая-то часть школы начала гореть. Работал танк. Когда он начал работать, еще больше пылало. Врагу было сложно что-то делать, они были окружены, помощи у них никакой не было ", - рассказал боец.
Защитники Харькова уничтожили оккупантов, а школа сгорела.
"Они не могут понять, за что воюют"
Смотря на руины школы, "Рава" говорит, что испытывает печаль и гордость одновременно.
"Грусть от того, что дети, которые здесь учились, не могут получать знания здесь. Надо строить новую школу. Горжусь тем, что мы можем отстоять свою страну даже без особого вооружения", - отметил боец спецподразделения.
Константин Немичев добавил, что после событий 27 февраля прорвать оборону Харькова россияне не пытались.
"Они не могут понять, за что воюют. Когда движется их колонна, ее останавливают, а там ребята с безумными глазами и голыми руками. Мы поняли, что можем вести оборону по окружной, мы поняли, что можем переходить в другую фазу - когда не они нас атакуют, а мы их", - поделился "Рава".
♦ Внимание! Читайте нас в телеграм-канале
Там больше информации!
Напомним, в разрушенной харьковской школе №134 отметили выпускной. 10 выпускников школы станцевали здесь вальс. На выпускной 5 июня пришла треть учащихся класса, остальные школьники находятся вне Харькова