2 июня Национальный банк Украины отнес АО "Мегабанк" к категории неплатежеспособных. Отметим, это первый случай отнесения банка к категории неплатежеспособных во время войны.
Наблюдательный совет «Мегабанка» выступил с заявлением по поводу ситуации, сложившейся вокруг банка
В "Мегабанке" отреагировали на обвинения в препятствовании допуску временной администрации
Основатель «Мегабанка» обратился к народным депутатам с призывом дать оценку действиям Нацбанка (видео)
Сегодня, 8 июня, основатель банка Виктор Субботин, председатель правления банка в 2015-2021 годах Алексей Яценко и зампредседателя правления банка Александр Лащенко провели пресс-конференцию, на которой прояснили позицию банка по проблемным вопросам.
Полное видео пресс-конференции - здесь. Далее – тезисы.
О причинах отнесения банка к категории проблемных
Среди причин отнесения АО "Мегабанк" к категории проблемных Нацбанк называет:
- существенные нарушения нормативно-правовых актов НБУ в части оценки кредитного риска;
- систематическое кредитование связанных лиц;
- значительный объем непрофильных активов на балансе;
- невыполнение плана докапитализации/реструктуризации по результатам стресс-теста 2021 года.
Представители банка подчеркнули, что в решении НБУ от 3 февраля, которым "Мегабанк" признан проблемным, вообще не идет речи о кредитовании связанных лиц и невыполнении плана докапитализации/реструктуризации по результатам стресс-теста 2021 года.
После внесения в 2015 году изменений в законодательство по поводу определения связанных лиц, "Мегабанк" разработал план, по которому этот показатель постепенно снижался. Так, общий объем кредитов связанных лиц на момент их признания составлял более 4,5 млрд. грн. В течение пяти лет кредиты клиентов на сумму 2,3 млрд грн были признаны НБУ как несвязанные с банком. По другим кредитам постепенно снижалась задолженность.
В конце 2021 г. банк досрочно выполнил план по снижению объемов кредитов связанным лицам до нормативного значения НБУ (24,95% при нормативе 25%), что подтверждено соответствующим письмом НБУ от 8 октября 2021 г.
Что касается доли непрофильных активов: фактически эта доля в банке была незначительной и составляла 448 млн грн (4,3%), что не превышает 5% активов АО "Мегабанк" и соответствует закону.
Поэтому о каком значительном объеме непрофильных активов идет речь – непонятно.
В-третьих, план докапитализации/реструктуризации по результатам стресс-теста 2021 года, предложенный банком, не был принят НБУ. Причиной этого стало изменение регулятором методики расчет непосредственно перед утверждением документа.
Поэтому непонятно, как невыполнение несуществующего для Нацбанка плана могло послужить причиной вышеупомянутого решения, отметили представители "Мегабанка".
В-четвертых, что касается существенных нарушений нормативно-правовых актов НБУ в части оценки кредитного риска. Результаты этой внеплановой инспекционной проверки, которая состоялась осенью 2021 года, были отменены судебным решением.
О показателях выполнения нормативов ликвидности
До начала войны АО "Мегабанк" выполняло все нормативы НБУ, в том числе нормативы ликвидности.
В частности, норматив обязательного резервирования выполнялся с превышением суммы в 2,5 раза: при нормативе в 316 млн грн на корреспондентском счете в феврале находилось 830 млн грн.
По словам представителей банка, по состоянию на 23 февраля коэффициент покрытия ликвидностью составил во всех валютах 108%, в иностранной валюте – 195% (нормативное значение - не менее 100%).
То, что "Мегабанк" выполняет показатели ликвидности, подтверждается письмом Нацбанка от 22 марта.
Об отказе НБУ в предоставлении рефинансирования
Уже на второй день войны НБУ предоставил кредиты рефинансирования банкам на общую сумму 18,7 млрд грн, а к концу февраля эта сумма составила 32,1 млрд грн. В целом с начала войны НБУ предоставил кредиты рефинансирования на общую сумму 80,4 млрд грн.
Единственным банком, не получившим поддержку от регулятора, стало АО "Мегабанк".
Регулятор аргументирует этот отказ тем, что банк был отнесен к категории проблемных.
Однако и здесь, по словам представителей "Мегабанка", Нацбанк использует методы манипуляции, принимая противоречащие друг другу документы.
Дело в том, что на сегодня вопросы бланкового рефинансирования определяют два постановления НБУ - №18 и №22.
Постановление №18 безапелляционно предусматривает осуществление бланкового рефинансирования для всех банков. О проблемном статусе в нем речи не идет.
Однако, чтобы выбирать "достойные" банки для рефинансирования, в конце февраля 2022 года регулятор принял постановление № 22, которое фактически вносит ограничения в возможности получения рефинансирования. То есть постановление № 22 вносит ограничения в постановление № 18, которому другие нормативные акты не могут противоречить.
Благодаря этому НБУ, пользуясь собственными нормативно-правовыми актами, самостоятельно определяет банки, которые могут получить рефинансирование.
О том, что проблемы банка возникли еще задолго до войны
На сегодня НБУ имеет достаточно широкие полномочия, связанные с регулированием банковских учреждений.
К примеру, с 2018 года за "Мегабанком" был закреплен наблюдатель от НБУ, который имел доступ ко всем системам банка и постоянно контролировал его деятельность.
В 2019 году проверка НБУ показала, что все требования, предъявляемые к банку ранее, были выполнены в полном объеме.
А в начале 2021 года, когда банк проводил реструктуризацию (внесение в субординированный долг) средств иностранных кредиторов и акционеров в сумме 14,5 млн евро Нацбанк полностью согласовал документы и подтвердил достаточность этих средств для приведения деятельности банка в соответствии с требованиями законодательства Украины.
"Поэтому если тезис о давних проблемах банка верный, то почему НБУ ждал так долго и не выводил банк с рынка, а сделал это только во время войны? Как, осуществляя надзор за деятельностью "Мегабанка", НБУ допустил, чтобы такой, по их словам, "проблемный" банк, столько лет продолжал свою деятельность", - отметили представители "Мегабанка".
О деятельности "Мегабанка" во время войны
Несмотря на все препятствия, с которыми столкнулся "Мегабанк" в период войны, банк не останавливал свою деятельность. Прежде всего, осознавая важность этого для Харьковщины и города Харькова, который до сих пор находится под обстрелами и бомбардировками.
Банк первый и единственный в конце марта начал свою работу в городе. Для того, чтобы дать людям возможность снять наличные и провести платежи, в частности, коммунальные, "Мегабанк" обеспечил работу 12 отделений в безопасном месте – Харьковском метрополитене. Постепенно их количество увеличилось до 25, кроме этого была обеспечена работа 10-ти банкоматов.
Важно, что услугами банка смогли воспользоваться не только клиенты АО "Мегабанк", но и других банков.
Банк смог поддержать держателей 198 тысяч карт, владельцы которых находятся и в Харькове, и по всему миру. Банк не устанавливал ограничения на снятие наличных по картам других банков, осознавая сложность ситуации для каждого гражданина. Собственными усилиями и одной инкассаторской машиной, которая осталась в банке, потому что все остальные на второй день войны были переданы в ВСУ, осуществлялось подкрепление банкоматов и касс в Харькове, Чугуеве, Кочетке.
Банк поддержал харьковчан наличными на сумму более 110 млн грн. и одним из первых открыл наземные отделения с полным перечнем услуг.
Несмотря на сложную ситуацию с ликвидностью, банк делал все, чтобы эмитированные им карты работали в бесперебойном режиме, а люди могли воспользоваться своими деньгами в любой точке мира. Именно сотрудники банка первыми во время массивных бомбардировок Харькова согласились, рискуя собственной жизнью, выйти на работу.
"Эта информация неоднократно доводилась до НБУ, но желание признать банк неплатежеспособным перевесило здравый смысл», - отметили в "Мегабанке".