Жители Русских Тишков возвращаются домой из-за границы, потому что "дома все равно лучше". О том, как село жило в оккупации и под обстрелами,
Село Русские Тишки находится в 20-ти километрах севернее Харькова. До войны здесь проживало около 1,9 тыс. человек.
После начала полномасштабной агрессии РФ против Украины село оккупировала армия РФ.
Жительница улицы Садовой Оксана, пережившая оккупацию вспомнила слова одного из российских военных: "Нельзя так хорошо жить, как вы".
"Они даже не понимали, что тарелки на столбах - это фонари, чтобы ночью освещать улицы", - сообщила женщина.
В первой половине мая Русские Тишки освободили ВСУ. В сельской военной администрации сообщили, что после оккупации и российских обстрелов село оказалось рахбитым на 90%. Это наиболее пострадавший от агрессии населенный пункт в Циркуновской громаде. Многие жилые дома значительно повреждены или полностью разрушены. Несмотря на это, местные жители возвращаются домой и остаются зимовать в поврежденных домах.
На улице Родниковой разбиты все дома. Свой дом пытается восстановить на этой улице один местный житель – Алексей. В его жилье попал боеприпас 9 мая 2022 года. Жена Алексея получила ранение. Через десять дней она умерла в больнице.
На улице Садовой много домов не подлежат восстановлению. Но здесь живет немало людей.
Местным жителям Светлане и ее мужу, у которой разбиты дом и хозпостройки, помогают ремонтировать жилье волонтеры организации "За мирное небо".
Еще одна местная жительница Оксана сообщила, что на Садовой нет ни одного дома, который не пострадал бы. Женщина рассказала, что в начале войны было очень страшно. Обстрелы шли постоянно, то к одному соседу прилетит, то к другому. В марте были частые обстрелы. 16 марта в течение 10 минут улицу сильно обстреляли. Вероятно, из градов.
“Одного соседа ранило, едва в больницу довезли. Слава Богу, жив, уже вернулся. Соседку убило сразу. Маму мою контузило, внука соседки контузило. Газовый баллон едва не взорвался, сосед тушил, как раз снег был", - рассказывает Оксана.
По свидетельству женщины, по селу били фосфорной бомбой: все горело, а россияне били "градами", чтобы люди не могли потушить пожар.
Семья Оксаны выехала из Русских Тишков в мае, а после освобождения сразу вернулась.
Еще один житель Русских Тишков Виктор - тот самый сосед, которого, по рассказу Оксаны, раненого отвозили в больницу, оказался в Белгороде. Оттуда домой он возвращался через Европу. Пришлось задержаться в Литве, потому что у него нашли тяжелое заболевание, сделали операцию. Там же прошел более десяти сеансов химиотерапии. Семья присоединилась к нему в Литве. Когда лечение завершилось, Виктор за неделю оформил документы для получения пенсии, и вся семья вернулась домой. Однако, оказалось, что в Украине европейские медицинские документы не действительны, поэтому весь путь надо проходить снова. В его доме выбило несколько окон, на крыше - дыры. Их пока залили пеной, ремонтировать будут позже.
В громаде работает программа “єВідновлення”, по которой предоставляется компенсация за поврежденное жилье. Люди предоставляют необходимые документы, комиссия проверяет информацию, и дальше никаких задержек с получением компенсации нет. Проблемы существуют с компенсацией за уничтоженное имущество, сообщил глава Циркуновской сельской военной администрации Николай Сикаленко. Полностью механизм возмещения именно за разрушенное жилье не разработан, поэтому сейчас жители Русских Тишков, где много разрушений, получить компенсацию не могут.