ОАО "Харьковметрострой" (ХМС), будучи предприятием с государственной долей собственности, отчуждал объекты недвижимого имущества, расположенные в центре Харькова, в пользу одного субъекта негосударственной собственности - ЗАО "Строительное управление 12". Об этом сообщили "SQ" в Главном управлении КРУ в Харьковской области со ссылкой на результаты аудита предприятия по итогам его работы с 1 января 2007 г. по 30 июня 2009 г. По данным КРУ, были отчуждены здания по ул.Славянской,8, по ул.Культуры, 25А, а также по ул.Петровского, 30А. Отчуждение проводилось путем обмена основных средств на материалы без проведения экспертной оценки стоимости этих материалов.
По данным КРУ, по результатам проведенного аудита финансово-хозяйственной деятельности ХМС были обнаружены потери финансовых и материальных ресурсов на общую сумму 1,6 млн.грн., которые были допущены в результате реализации работ по цене ниже себестоимости и несвоевременного предъявления заказчику актов выполненных строительно-монтажных работ, а также из-за непроизводственных затрат.
Как заявили в КРУ, основной проблемой ХМС был несовершенный менеджмент, низкий уровень организации работ, недостаточный уровень обеспечения координации производственной и планово-финансовой деятельности подразделений и филиалов, которые входили в его состав. Например, по решению правления ХМС в 2007 г. с превышением полномочий (поскольку решение о реорганизации является компетенцией вышестоящего органа общества - общего собрания акционеров) был образован филиал в Ростовской обл. (Россия). Но производственная деятельность филиала не увеличивала прибыли ХМС, так как его денежные потоки оставались вне контроля органов управления ХМС. Филиал выполнял горные работы, для чего ХМС вывез в Россию оборудование. В 2009 г. на строительстве произошла авария, и горные работы были прекращены, филиал ликвидировали. После закрытия филиала оборудование общества на 700 тыс.грн. осталось в России.
Справка "SQ". "Харьковметрострой" был генеральным подрядчиком строительства станций Алексеевской линии Харьковского метрополитена. В марте 2009 г. генеральный контракт на строительство метрополитена был разорван. В апреле 2009 г. Хозяйственный суд Харьковской области, по заявлению Управления пенсионного фонда Украины в Киевском районе г.Харькова, возбудил дело о банкротстве "Харьковметростроя". С ноября 2009 г. была введена процедура санации, а в марте 2010 г. Фонд госимущества осуществил продажу государственного пакета акций ХМС коммерческой структуре - ОАО "Южспецстрой" (Харьков).
Как установлено аудитом, в 2007-2008 гг. удельный вес (62% и 48% соответственно) в общем объеме чистого дохода ХМС составляли доходы от выполнения госзаказа. Но строительство метро финансировалось не в полном объеме, а лишь на 67% в 2007 г. и на 50% - в 2008 г. ХМС был вынужден из-за недофинансирования выделять собственные средства на охрану объектов метрополитена, который строится, оплату энергоносителей, выплату зарплаты. Указанные затраты (размер которых ежемесячно составляет более 1,5 млн.грн.) не покрывались доходами. ХМС имел задолженность по платежам в государственные целевые фонды и в бюджеты, по налогам, по расчетам за энерго-, водо- и теплоснабжение на 20 млн.грн. ХМС привлек 2 млн.грн. кредитных ресурсов, что привело к значительному росту затрат в виде процентов за пользование кредитами и привело к увеличению убытков на 1,7 млн.грн. Кроме того, аудиторским исследованием установлено, что на момент составления кредитных соглашений, отдельные банки предлагали более удобные условия, сравнительно с теми, на которых кредитовался ХМС, и, воспользовавшись которыми, он имел бы возможность сэкономить свыше 30 тыс.грн.