Верховная Рада (ВР) Украины направила в Конституционный суд (КС) для предоставления заключения законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины" (относительно проведения очередных выборов президента Украины, народных депутатов, депутатов областных, районных, городских, сельских, поселковых советов и сельских, поселковых, городских голов). Как передал
Председатель Временной специальной комиссии по подготовке изменений в законодательство Адам Мартынюк сообщил, что с инициативой внести изменения в Конституцию выступили 226 нардепов.
Законопроектом вносятся изменения в ст.76 Конституции, предусматривающие, что депутаты избираются сроком на пять лет (сейчас 4 года). Кроме того, предлагается внести изменения в ст.77, которыми предусмотрено, что очередные выборы в ВР проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий парламента (сейчас - в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий). Также предлагается внести изменения в ст.103, предусмотрев, что очередные выборы президента Украины проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий президента (сейчас - в последнее воскресенье октября пятого года полномочий главы государства).
Законопроектом предусмотрено, что в состав сельского, поселкового, городского, районного, областного совета входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города, района, области на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. Также очередные выборы депутатов сельского, поселкового, городского, районного, областного совета и сельских, поселковых, городских голов проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий.
Справка "SQ". КС 1 октября признал неконституционной политическую реформу 2004 г. и вернул действие редакции Конституции от 1996 г.
Верховная Рада 8 декабря 2004 г. приняла изменения в Конституцию и избирательное законодательство, проголосовав в пакете за соответствующие законопроекты. Законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины" предусматривал усовершенствование механизма функционирования государственной власти, распределение полномочий между президентом Украины и органами государственной власти, обеспечение баланса между ветвями власти, эффективного сотрудничества парламента и правительства, их взаимной ответственности за осуществление государственной политики, прежде всего, в социально-экономической сфере, и за более эффективное внедрение соответствующих реформ.
Законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины" предлагал внести в текст Конституции изменения и дополнения, касающиеся системы государственной власти, усиления роли парламента и Кабинета министров, взаимной ответственности законодательной и исполнительной власти за результаты своей деятельности. Законопроектом предлагалось усовершенствование статуса и системы местного самоуправления. За данное решение проголосовали 402 народных депутата. Председатель ВР Владимир Литвин завизировал пакет законопроектов, а находившийся в зале заседаний ВР президент Украины Леонид Кучма подписал принятые законы.
Согласно решению КС от 1 октября:
- президент получил право самостоятельно определять кандидатуру премьер-министра, вносить ее на утверждение парламента и увольнять;
- президент получил право самостоятельно назначать министров по представлению премьер-министра и в любой момент самостоятельно увольнять их. Согласно действовавшей Конституции президент имел право инициировать назначение Верховной Радой двух министров - обороны и иностранных дел;
- президент получил право руководить работой правительства, издавая указы и распоряжения, он также получил право отменять любые акты Кабинета министров;
- президент получил право самостоятельно назначать и увольнять председателя Службы безопасности (до последнего времени это делала Верховная Рада по представлению президента) и без участия парламента увольнять генпрокурора;
- президент получил право создавать, ликвидировать и реорганизовывать органы центральной исполнительной власти страны, а также единолично назначать главу Фонда госимущества и Антимонопольного комитета;
- у президента осталось одно основание для роспуска парламента: если в течение 30 дней Рада не сможет начать пленарные заседания;
- Конституция образца 1996 г. не содержит норму о необходимости формирования в парламенте правящей коалиции, на базе которой должно формироваться правительство.