"Будущее украинского авиастроения зависит от отношений с Россией. Ведь сама жизнь показывает, что продвигать наиболее передовые технологии украинским предприятиям удобнее всего в сотрудничестве с россиянами", - заявил кандидат в президенты Украины Сергей Тигипко, комментируя заявление руководителя программы летных испытаний военно-транспортного самолета "Ан-70" Николая Воробьева о том, что Министерство обороны Российской Федерации перечислило первые 3 млн. долл. на завершение подготовки машины к запуску в серию. Об этом сообщили "SQ" в пресс-службе С.Тигипко.
С.Тигипко напомнил, что госфинансирование программы "Ан-70" украинской стороной в 2009 г. было запланировано по линии стабилизационного фонда госбюджета в объеме 170 млн. грн., но на сегодня выделено только 30 млн. грн. В августе этого года Россия после трехлетнего перерыва вернулась к проекту "Ан-70", обязавшись выделить на него в ближайшие три года около 90 млн. долл. "Экономический кризис заставил Москву отказаться от попыток политизировать военно-техническое сотрудничество с Украиной. Как ни старались лоббисты российских авиапредприятий сыграть на эмоциях руководства своей страны, предпочтение было отдано не их макетам, а реально существующей украинской машине. Несколько лет назад в аналогичной ситуации страны НАТО выбрали самолет A400M, существовавший на тот момент лишь в виде компьютерной модели", – напомнил С.Тигипко.
По его словам, этот год ознаменовал прорыв для украинско-российского сотрудничества в области авиастроения: сейчас расширяется выпуск пассажирских "Ан-140" и "Ан-148", есть договоренности возобновить выпуск самых больших в мире грузовых самолетов "Руслан". "Рассуждения о том, что в короткой перспективе натовские заказы заменят украинскому военно-промышленному комплексу взаимодействие с Россией, не имеют под собой оснований. Если западные страны и делают крупные закупки, то лишь для зависимых от них стран третьего мира вроде Ирака. И то речь идет лишь о бронетранспортерах. Наиболее высокотехнологичную продукцию мы по-прежнему можем выпускать и разрабатывать только в партнерстве с российскими компаниями", – заявил политик.
Справка "SQ". Как сообщил руководитель программы "Ан-70" Н. Воробьев, 21 декабря Минобороны РФ перечислило АНТК им. Антонова 150 млн. руб. (5,2 млн. долл.) на завершение программы летных испытаний самолета. Российская сторона выделила средства в соответствии с подписанным в ноябре дополнением к контракту, заключенному в 1993 г. разработчиком и заказчиками самолета - военными ведомствами стран. Также, по его данным, российская сторона планирует выделить в 2010 г. на "Ан-70" по линии гособоронзаказа 500 млн. руб. (около 17,4 млн. долл.). По согласованным сторонами оценкам, объем затрат Украины и РФ на программу "Ан-70" составляет около 1,5 млрд.долл., потребность в финансировании для завершения проекта - около 100 млн. долл.