трамвай, историяХарьков дал названия многим нужным полезным вещам. В прошлом веке лучшим подарком для представителей сильного пола лучшим подарком была одноименная бритва. Автомат газированной воды "Харьков" засветился в культовой комедии. А вездеход "Харьковчанка" бороздил ледяные просторы Антарктики.

Лучший в стране

В 1925 году конструкторами первой столицы был создан трамвайный вагон, который в течение трех десятилетий был самым массовым в СССР. Марку трамвая обозначали одной буквой "Х" - харьковский. Но безмоторный прицепной вагон обозначался буквой "М", то есть московский. Предположительно из-за того, что Москва была первым крупными заказчиком этих вагонов, подобные вагоны начали широко применяться именно в этом городе.

Среди аналогичных разработок харьковская модель была признана самой удачной. И именно она была запущена в массовое произсодство на различных предприятиях бывшего Союза.

Любопытно, что харьковские трамвайных дел мастера оказались в то время лучшими в стране, несмотря на то что собственного производства в городе не было. Изобретенная в Харькове модель производилась в Мытищах, Киеве и в Усть-Катаве.

В 1928-1930 годах в Харьков поступило около 200 моторных вагонов типа "Х". А прицепных вагонов за этот период пришло гораздо меньше, хотя необходимость в двух- и даже трехвагонных поездах была огромной. При номинальной вместимости 50 человек в вагон трамвая в "час пик" набивалось примерно до 170 пассажиров.

Трамвайный "барин"

Харьков прославился созданием уникального фешенебельного трамвая. Идея создания такого трамвая пришла по принципу "не было бы счастья, да несчастье помогло". В 1933 году в серьезной аварии на Чугуевском шоссе разбился моторный вагон №370.

Кузов вагона не подлежал восстановлению, поэтому на базе рамы разбитого вагона, а также прицепного вагона "М" трамвайными мастерскими был выпущен новый модернизированный поезд "Экспресс 370". Заново построенный кузов имел обтекаемую форму и был полностью обшит металлом (трамваи "Х" были деревянными).

Yes

"Экспресс 370" стал первым харьковским трамваем с автоматическими дверьми, приводившимися в действие пневматическим приводом.

Yes

Салоны были оборудованы мягкими диванами, зеркалами и часами, в окна вставлены прочные зеркальные стекла.

Модернизированный образцовый поезд стал работать по маршруту №11 "Южный вокзал - Горпарк".

Водителей и кондукторов для нового поезда подбирали с привлекательной внешностью.

В депо "Экспрессу" было выделено отдельное постоянное место; более того, во время простоя в депо поезд охранял сторож с ружьем. Ввиду столь особого отношения к трамваю работники депо вскоре прозвали "Барином".

Образцовый поезд завоевал первое место на Всеукраинском конкурсе.

40 лет в строю

Трамвай марки "Х" обслуживал харьковские маршруты четыре десятилетия.

Yes

Трамвай марки "Х" с прицепом "М" на улице Свердлова (ныне - Полтавский шлях)

Yes

Трамвай использовался с конца 1920-х до конца 1960-х. 25 февраля 1969-го борт № 315 вышел в город с надписью "Последний рейс старого трамвая в Харькове". ​

Музейный вагон "Х"

В преддверии столетнего юбилея харьковского трамвая, в 2006 году, старинный харьковский трамвай был восстановлен. Работы по реконструкции проводились на базе Коминтерновского трамвайного депо. Рабочим "Горэлектротранса" по крупицам удалось воссоздать облик легендарного харьковского трамвая.

Yes

Два летних сезона, в 2008-2009 годах, вагон "Х" работал на регулярном экскурсионном маршруте, курсировавшем по выходным дням.

Yes

Харьковский вагон "Х" также стал довольно популярным у кинематографистов. Вагон снимали в фильмах "Дау" (2008 год), "Ликвидация" (2006 год), "Солнечный удар" (2013 год). Съемки фильма "Дау" велись на улицах Харькова, на время съемок двух других фильмов вагон транспортировали в Одессу.

Yes

Харьковский трамвай на съемках кинофильма "Дау".

Yes

Вагон "Х" на съемках картины "Солнечнй удар".